Экологическая школа-лаборатория Всероссийские экологические школы ЦСЮН г. Москва

2001

Первый этап

6 класс

1. Уборщица ботанического музея тетя Глаша, подметая под шкафом с коллекциями, нашла плод неизвестного ей растения с пустотами внутри. Каким образом пустоты могли появиться в плоде и могут ли они быть для чего-нибудь нужны растению? Предложите как можно больше разных гипотез. По возможности, приведите примеры.
2. Лежа в постели с жестокой ангиной, юннат Шурик ругался осипшим голосом: «Противные бактерии! Вот было бы здорово, если бы все бактерии на свете разом передохли!». Подумав с полчаса, Шурик прошептал испуганно: «Лучше пусть я помру, но бактерии все же останутся!». А что произошло бы, если бы бактерии исчезли с лица Земли?

7 класс

1. Юннат Шурик прочитал в книжке, что гусеницы бабочек-белянок встречаются только на растениях семейства Крестоцветные. Чем может быть выгодна для бабочек такая избирательность? Приведите как можно больше разумных гипотез.
2. У многих растений листья свернуты в виде воронки. Какое это могло бы иметь значение для этих растений?

8 класс

1. Профессор Наплевайт в одной из своих статей заметил, что «…инженерные решения, «придуманные» природой, часто весьма несовершенны. Например, природа создала костную ткань - великолепный, очень прочный материал. Но зубы у позвоночных животных почему-то не являются выростами челюсти, а соединены с ней прослойкой из соединительной ткани, что весьма сильно уменьшает прочность». Попробуйте возразить профессору и доказать целесообразность существующего в природе способа прикрепления зубов? Постарайтесь предложить как можно больше разумных аргументов.
2. Какие приспособления к полету встречаются у живых организмов? Вспомните или придумайте как можно больше разных приспособлений.

Второй этап

6 класс

3. В цивилизованной стране Великопитании учеными обнаружен новый вид тараканов, обитающий исключительно в холодильниках. Назовите как можно больше особенностей строения, поведения и образа жизни этих насекомых, необходимых для существования в таких необычных условиях. 4. Перечислите как можно больше разных способов использования яда ядовитыми животными. Приведите примеры к каждому способу.

7 класс

3. У некоторых животных и растений температура отдельных частей тела сильно отличается от температуры остальных. Чем это может быть вызвано и зачем может быть нужно? Приведите примеры.
4. Любознательный юннат Шурик создал в своем 200-литровом в аквариуме закрытую экосистему: поселил хлореллу, элодею, дафний, несколько рыбок гуппи, мелких улиток и герметично закрыл стеклом. Дафнии питались хлореллой, улитки - элодеей, гуппи поедали дафний и молодых улиток. Экосистема достаточно долго (примерно полгода) существовала в равновесии, все виды сохраняли более-менее стабильную численность. Летом юннат Шурик уехал в Летнюю Школу, то есть аквариум остался без присмотра на месяц. Вернулся и видит: рыбки вымерли, численность остальных обитателей сильно изменилась. Причем аквариум нигде не поврежден. Какие внешние и/или внутренние причины привели к этому? Для каждой причины опишите вероятный ход событий.

8 класс

3. Лекарственных средств растительного происхождения гораздо больше, чем животного. Придумайте как можно больше разных объяснений этого факта.
4. Профессор Поспешайло утверждает, что ускорение - путь к прогрессу, оно всегда выгодно, и это справедливо для любых биологических систем. Доцент Улиточкин ему возражает: «Замедление естественных биологических процессов тоже иногда полезно! Многие живые существа и системы получают от него неоспоримую выгоду!». Поддержите доцента Улиточкина и приведите примеры случаев, в которых его утверждение справедливо.

Третий этап

6 класс

5. У одних растений на зиму отмирает вся надземная часть, у других - только листья, а у третьих отмирания органов на зиму не происходит. Назовите преимущества и недостатки каждого из вариантов. Какие особенности образа жизни, по-вашему, характерны для растений, относящихся к каждой из трех групп?
6. Робинзон прожил на острове 2 года, а на 3-й он обнаружил на хорошо знакомом месте растение, которого никогда раньше не видел. Как оно могло там появиться? Как может Робинзон проверить реальность каждого из своих предположений?

7 класс

5. Какие приспособления для увеличения скорости движения в водной среде вы знаете? Приведите примеры каждого из них.
6. Известны случаи, когда пища, поедаемая животными, помогает им самим или их сородичам спасаться от хищников. Как это может происходить? Укажите как можно больше разных вариантов. Приведите примеры.

8 класс

5. В кусочке янтаря ученые нашли хорошо сохранившуюся голову древнего насекомого. Что можно сказать, изучив ее, об особенностях строения и образа жизни её покойного хозяина?
6. Юннат Шурик прочитал в книжке, что гусеницы бабочек-белянок встречаются только на растениях семейства Крестоцветные. «Как же так, - подумал Шурик, - в нашем классе не каждый школьник сможет правильно определить растение до семейства, а значительно менее мозговитые бабочки ухитряются это делать…» Какие эксперименты мог бы поставить Шурик, чтобы узнать, каким образом бабочкам удается отличать крестоцветные?
Проф обнаружил в растении новое вещество Как он может выяснить, для чего оно растению нужно?

назад

Яндекс.Реклама