Экологическая школа-лаборатория Всероссийские экологические школы ЦСЮН г. Москва

2000

Первый этап

6 класс

1. Края листовых пластинок разных растений имеют вырезы разной глубины (например, у березы – сравнительно небольшие, у клена – значительно более глубокие). Какова может быть роль вырезов листовой пластинки в жизни различных растений? Предложите как можно больше разных гипотез. По возможности, приведите примеры.
2. Как Вы думаете, что можно определить по годичным кольцам дерева, кроме его возраста? Сопровождайте свои версии простыми, схематичными рисунками.

7 класс

1. Есть разные способы определения возраста побега или корня. У каждого из них своя степень точности. Опишите как можно больше таких способов, разделив их на две группы: 1. сравнительно точные и 2. приблизительные.
2. Известно, что у млекопитающих старые особи нередко седеют. В чем может быть биологический смысл (то есть полезность, выгодность) этого явления? Приведите как можно больше версий.

8 класс

1. Обычно, наблюдая в микроскоп живые растительные клетки, легко заметить, что их цитоплазма медленно двигается по кругу вдоль мембраны клетки. Зачем может быть нужно такое движение цитоплазмы? Постарайтесь придумать как можно больше разумных гипотез.
2. Окраска тела многих животных изменяется в течение их жизни. Какие процессы, происходящие в организме животного, и как именно могут приводить к изменению окраски всего тела или его частей? Постарайтесь вспомнить или придумать как можно больше различных вариантов.

Второй этап

6 класс

3. У недавно открытого вида млекопитающих мюмзик №1 хвост в среднем гораздо длиннее, чем у родственного вида мюмзик №2. С какими биологическими особенностями этого вида может быть связана такая большая длина хвоста?
4. Разные виды насекомых откладывают яйца в почву на разную глубину. Назовите как можно больше преимуществ и недостатков более глубокого и более поверхностного откладывания яиц.

7 класс

3. Какими способами материнский организм может обеспечить питанием дочерний организм, после его полного отделения?
4. На дне водоема и в почве около воды обитают кольчатые черви близкородственных систематических групп. Чем, по-вашему, черви, обитающие на дне, отличаются от червей, обитающих в почве около воды? Назовите как можно больше вероятных конкретных отличий и объясните, с чем они связаны.

8 класс

3. Среди клеток с отростками, встречающихся у самых разных одноклеточных и многоклеточных организмов, есть такие, у которых отростки направлены в одну сторону. Что это могут быть за клетки, и какую роль играют их отростки?
4. Известно, что делящиеся клетки в любом организме являются наиболее уязвимыми для любых повреждающих факторов. Как разные организмы защищают свои делящиеся клетки? Вспомните или придумайте как можно больше различных способов.

Третий этап

6 класс

5. Окраска тела многих животных изменяется в течение их жизни. Зачем это может быть нужно? Постарайтесь вспомнить или придумать как можно больше разных вариантов.
6. Девочка Марина заметила, что, когда она подходит к берегу пруда около своего дома, живущая там утка с выводком утят, продолжает спокойно плавать недалеко от берега. Когда же на берег выходит ее друг Коля, утка вместе с утятами поспешно скрывается в камышах. Какие опыты могли бы поставить Марина и Коля, чтобы выяснить, что конкретно беспокоит утку, когда на берегу появляется Коля?

7 класс

5. Опишите как можно больше разных особенностей строения тела разных птиц, связанных с насиживанием яиц.
6. Многие разные организмы имеют внутреннее давление, повышенное по сравнению с окружающей их средой. Зачем это может быть нужно? Постарайтесь придумать как можно больше разных вариантов ответа.

8 класс

5. По химическому составу внутренняя среда человеческого организма весьма хорошо подходит для обитания самых разных микроскопических существ. Что конкретно мешает им в нем поселиться? Назовите как можно больше конкретных препятствий.
6. Известно, что в организме многих животных в норме обитают бактерии, без которых эти животные не могут обойтись. Какие конкретные функции могут выполнять эти бактерии? Постарайтесь вспомнить или придумать как можно больше разных вариантов.

назад

Яндекс.Реклама
заказать курсовую возрастная психология