Экологическая школа-лаборатория Всероссийские экологические школы ЦСЮН г. Москва

1997

Первый этап

6 класс

1. Предложите способы оценки численности: а) деревьев в лесу; б)муравьев в муравейнике; в) китов в океане.
2.Разделите организмы на две группы по какому-нибудь признаку как можно большим числом способов. В каждом случае укажите признак, по которому Вы их разделили: золотая рыбка, рысь, белка, береза, трясогузка, черный таракан.

7 класс

1. Назовите как можно больше различных функций шеи у разных позвоночных животных. По возможности, приведите примеры.
2. Чем могут вызываться резкие вспышки и падения численности у животных умеренных и приполярных широт? Почему в тропических лесах подобных колебаний численности обычно не происходит?

8 класс

1. Многие виды пингвинов гнездятся не в Антарктиде, а на островах южного полушария при положительной зимней температуре. Какие факторы мешают пингвинам и далее продвигаться на север? Перечислите как можно больше вероятных факторов.
2. На лугу пометили 500 полевок. Через некоторое время поймали 1000 полевок, из них 50 оказалось с метками. Как оценить численность полевок на лугу? Каковы возможные источники ошибок при использовании этого способа оценки численности полевок?

Второй этап

6 класс

3. Разделите организмы на две группы по какому-нибудь признаку как можно большим числом способов. В каждом случае укажите признак, по которому Вы их разделили: кукушкин лён, сфагнум, малина, инфузория-туфелька, ланцетник, эвглена, ламинария, суслик, морская свинка.
4. При совместном выращивании 2-х видов водных растений оба вида увеличивают свою массу быстрее, чем порознь. Как Вы думаете, почему? Перечислите как можно больше возможных причин.

7 класс

3. Абиссалью называется область океана глубже 3000 метров. Какие приспособления для обитания в таких условиях имеют (или, по Вашему мнению, могли бы иметь) животные и растения?
4. При «цветении воды» (т.е. массовом размножении одноклеточных водорослей, обитающих в толще воды) часто наблюдается массовая гибель рыб. Измерения показывают, что в таком водоеме за сутки образуется количество кислорода, вполне достаточное для всех его обитателей. В чем может быть причина гибели рыб?

8 класс

3. Растения, обитающие на солончаках, часто имеют признаки суккулентов (суккуленты - растения, обитаюшие в условиях засушливого климата, обычно с утолщенными листьями и(или) стеблями) . Как Вы думаете, почему?
4. Скелет членистоногих состоит из хитина и извести (карбонат кальция). В каких случаях (то есть у каких экологических и систематических групп или отдельных видов) можно ожидать большего, а в каких - меньшего содержания извести в скелете и почему?

Третий этап

6 класс

5. Среднегодовая температура в Одессе и в южной Ирландии одинакова (+10 градусов), однако в Одессе вызревают дыни, арбузы, виноград, а в южной Ирландии - нет. Зато теплолюбивые мирты растут в Ирландии, но не могут расти в Одессе. Объясните это противоречие.
6. В первые годы после лесных пожаров на пожарищах обильно разрастается Иван-чай. Очевидно для него благоприятны какие-то особенности пожарищ. Какие это могут быть особенности?

7 класс

5. В гнезда тропической птицы оропендолы (Oropendola montesuma) часто подбрасывает свои яйца воловья птица (гнездовой паразит - вроде нашей кукушки). Замечено, что в одних поселениях оропендолы относятся к нахлебничеству весьма агрессивно, и, обнаружив чужие яйца, выбрасывают их из гнезд. В других же поселениях - напротив, хозяева - оропендолы относятся к этому спокойно. Более того, в таких колониях птенцы самих оропендол выживают чаще и развиваются лучше, если в гнезде были птенцы воловьей птицы. Чем можно объяснить различия в поведении оропендол из разных колоний? Какую пользу они могут извлекать, мирясь с нахлебничеством воловьей птицы?
6. После того, как были вырублены огромные площади тропических лесов, во многих странах, например, в Бразилии, к оставшимся относительно нетронутыми участкам, применяются строгие методы охраны. Несмотря на это, видовое разнообразие на этих участках продолжает снижаться. Как Вы думаете, почему?

8 класс

5. Поручик Чебурков привез в зоологический музей две пробирки с клещами, собранными: а) в ушной раковине мышей; б) в гнезде скворца. По каким признакам этих клещей вы предложили бы различить эти пробирки?
6. Какими особенностями обладают ткани цветковых растений, ведущих подводный образ жизни? Перечислите как можно больше вероятных различий.

назад

Яндекс.Реклама