Экологическая школа-лаборатория Всероссийские экологические школы ЦСЮН г. Москва

1996

Первый этап

6 класс

1. Лучшие сорта кофе выращиваются в Латинской Америке, хотя его родина - Аравия. Основные плантации американского растения какао расположены в Африке. Южноамериканский овощ картофель лучше всего произрастает в Европе. Почему обычно культурные растения наилучшим образом культивируются не на своей исторической родине, а в сходных климатических условиях, но в других частях света?
2. Существует много насекомых, использующих растения в качестве жилья. Какую пользу и какой вред могут приносить эти насекомые растениям?.

7 класс

1. Во многих городах тополь широко используется для озеленения. Однако многие люди страдают от аллергии на тополиный пух. Как можно решить эту проблему, не отказываясь от использования тополей? Предложите как можно больше практически выполнимых решений.
2. Почему посещение парков и пригородных лесов пагубно сказывается на состоянии деревьев, даже если люди не наносят им никаких повреждений ?

8 класс

1. Какими способами можно защитить урожай сельскохозяйственных растений от вредителей без использования ядохимикатов?
2. При совместном разведении в одном сосуде двух видов инфузорий А и Б, хищные Б быстро истребляли А и сами умирали от голода. В природных водоемах, где обитают А и Б, никаких укрытий для А нет. Почему же эти виды сосуществуют в природе?

Второй этап

6 класс

3. Как устроены и как ловят насекомых “ловушки” различных насекомоядных растений? Придумайте также несколько “ловушек” собственной конструкции. Каким растениям Вы стали бы предлагать использовать “ловушки” Вашей конструкции?
4. При совместном выращивании некоторых культурных растений, например кукурузы и гороха, вперемежку на одном и том же поле, суммарный урожай оказывается выше, чем при выращивании этих же культур на том же поле, но по отдельности. Почему это может быть? Попробуйте предложить как можно больше вероятных причин.

7 класс

3. Как Вы полагаете, какие причины наиболее часто приводят к вымиранию животных, обитающих на островах?
4. При борьбе с вредителями сельского и лесного хозяйства с помощью ядохимикатов часто наблюдается так называемый "бумеранг-эффект": сразу после обработки численность вредителей падает, однако затем резко возрастает, превышая уровень, бывший до обработки. Предложите объяснения этого эффекта.

8 класс

3. Из записных книжек Кифы Мокиевича: "... А фармакология - лженаука (вроде астрологии или генетики). На самом деле проблема выбора лекарства решается очень просто. Любая болезнь состоит в недостатке в организме того или иного вещества. Вот и надо с помощью анализов установить, каких конкретно веществ в организме данного больного меньше, чем в организме здорового человека, и прописать пить больному соответствующий раствор." В каких случаях предлагаемый Кифой Мокиевичем метод не пригоден для лечения болезни и почему?
4. В северных озерах, бедных кормом, молодь щуки питается в основном циклопами, которых там изобилие. При этом наблюдается массовая гибель молоди щук определенного возраста. Предположите возможные причины этого. Постарайтесь придумать несколько вероятных вариантов.

Третий этап

6 класс

5. В некоторых природных водоемах вся рыба - это окуни одного и того же возраста. Попробуйте объяснить, во-первых, почему нет других видов рыб, и, во-вторых, почему нет окуней других возрастов?
6. Почему горные и предгорные виды змей и ящериц проникают дальше всего в пустыню по долинам рек? Постарайтесь придумать несколько различных объяснений этому факту.

7 класс

5. Литоралью называется прибрежная полоса морей, затопленная водой во время прилива и постепенно осушающаяся во время отлива. Какие приспособления для обитания в таких условиях имеют (или, по-Вашему мнению, могут иметь) животные и растения ?
6. В двух одинаковых сосудах выращивается одноклеточная водоросль хлорелла. В один из сосудов поместили планктонных ракообразных (дафний), питающихся хлореллой, и через некоторое время обнаружили, что в этом сосуде частота деления клеток хлореллы выше, чем в другом сосуде. Как Вы можете объяснить это явление?

8 класс

5. Весной численность одноклеточных водорослей в пресноводных озерах и прудах гораздо выше, чем летом. Почему? Предложите как можно больше вероятных причин.
6. Во многих систематических группах животных есть виды, живущие в бедных пищей местах. Часто их размеры резко отличаются от обычных для данной группы. Как Вы полагаете, в каких случаях они оказываются уменьшенными, а в каких - увеличенными, и почему? Если сможете, приведите конкретные примеры.

назад

Яндекс.Реклама