Ф.Л.И.Н.Т.

(филологический, лингвистический, исторический научный турнир)

Старайтесь обосновать ваши ответы. Более высокие баллы будут присуждаться за развернутые, аргументированные ответы. По возможности постарайтесь привести в Вашем ответе все версии, которые у Вас возникают. За неверные ответы оценка не снижается (баллы только добавляются за верные ответы, но не вычитаются за неверные). Срок решения - 1 месяц со дня размещения задания на сайте. Если Вы пользуетесь какой-либо литературой, укажите ее!

6 класс

  1. Прочитайте слова таз, лей!, тля. Если звуки, из которых они состоят, произнести в обратном порядке, получатся другие слова. Какие? Обоснуйте Ваши ответы!
  2. В одном из могильников (погребение 3-2 веков до н.э.) на Алтае (южнее Сибири) найдены скелеты лошадей, на которые при захоронении были надеты маски с рогами.
    Вопросы:
    1. Какому животному могли принадлежать эти рога?
    2. Известно, что многие народы с течением времени перемещались. Откуда пришел этот народ?
    3. Что Вы можете еще сказать про этот народ?
    Обоснуйте ваши ответы. Если есть несколько версий, напишите их.
  3. В японском языке есть три устойчивых выражения, сходные по смыслу: "становиться как вареный осьминог", "разбрасывать красные осенние кленовые листья", "становиться как бушующее пламя".
    Вопросы:
    1. Что значат эти выражения?
    2. Попробуйте подобрать русское устойчивое выражение с таким же смыслом.
    3. В японском языке два из этих выражений встречаются в книгах и одно в разговорной речи. Какое встречается в разговорном языке?
    Аргументируйте Ваши ответы.

7 класс

  1. У некоторых русских глаголов с суффиксом -ну- корень в древности оканчивался на согласный звук, впоследствии исчезнувший: например, вместо двинуть и кинуть было двигнути и киднути.
    Постарайтесь догадаться, какой согласный стоял на месте, отмеченном пропуском, в каждом из следующих глаголов:
    Тро_нуть, вя_нуть, то_нуть, тя_нуть, сги_нуть, гля_нуть, опроки_нуть.
    Постарайтесь выполнить то же задание для глагола ка_нуть, входящего в состав устойчивого выражения как в воду канул.
    Обосновывайте Ваше объяснение.
  2. У древних греков было около 200 разных видов посуды. Примерно в тоже самое время (6-4 века до н.э.) на черноморском побережье Северного Кавказа жили меоты, у которых было около 40 типов посуды. Их культура напоминала скифскую. Среди известных культур по разнообразию посуды греки стоят на первом месте, меоты - на втором. Какая особенность культуры греков и меотов могла привести к возникновению такого разнообразия посуды?
    При наличии нескольких версий - пишите все. Желательно приводить обоснования.
  3. Обитатели Полинезии (группа островов в Тихом океане с горами и небольшими долинами) из всех домашних животных знали только свинью. Когда в 17 веке туда приплыли европейцы, они привезли с собой и некоторых животных. Жители Полинезии называли этих животных, используя в качестве ключевого понятия слово "свинья". Так, например, "свинья, у которой растут рога" - это коза.
    Вопросы:
    1. Кого полинезийцы называли "свинья, быстро бегущая по тропе" (и почему возникло такое название)?
    2. Как они могли назвать кошку и собаку?
    3. Приведите примеры подобного явления в известных Вам языках.

8 класс

  1. На Чукотке при раскопках эскимосского поселения 18 века н.э. была найдена древнегреческая монета V в. до н.э. Выдвиньте версию (можно не одну) объясняющую, как она туда попала.
    Аргументируйте Вашу версию!
  2. Древнескандинавские поэты и певцы в своих сказаниях использовали очень сложный способ выражать один образ через другие. Например, скалы, торчащие из моря, у них могли называться кости моря. А море могло называться земля лебедей. Такие выражения называются КЁННИНГИ. В том, как подбирались и выстраивались образы для кённингов, был определенный смысл. Так, кённингом Лебедь пота шипа ран называли изображаемого в виде ворона Бога Одина (здесь в кённинге имеется в виду "пот" - от слова "потеть", и "шип" - в значении "колючка").
    Вопросы:
    1. Что, как Вы думаете, значит кеннинг кости земли лебедей?
    2. Объясните, как устроен кённинг Лебедь пота шипа ран.
    3. Попытайтесь сами придумать кённинг по такому же принципу.

9-10 класс

  1. Даны предложения на лакском* языке и их переводы на русский.
    1. Жагьилнал дус увхунни. Юноша увез друга.
    2. Ина усттартал бувхунна. Ты увез мастеров.
    3. Чапарнал жу бурувчунну Посланник защитил нас
    4. На инсан авттунна Я избил человека.
    5. Жу ясиртал бувцунну Мы привели пленников
    6. Зу жагьилтал бувхунну Вы увезли юношей
    7. Инсаннал на алгунна Человек одел меня
    8. Дуснал зу бивтунну Друг оставил вас
    9. Ясирнал усттар увцунни Пленник привел мастера
    Вопросы:
    Переведите на лакский язык:
    Мастер защитил тебя.
    Мы оставили юношу.
    Юноша избил посланников.
    Примечание. гь- особый согласный лакского языка.
    *Лакский язык относится к лакско-даргинской группе нахско-дагестанских языков. На нем говорит около 100 тыс. человек, проживающих главным образом в горном Дагестане.
  2. На территории от Алтая до Балтийского моря найдены очень похожие погребения XVI в. до н.э., возникшие в течение очень короткого времени - 40 лет. Некоторые из них осквернены. Основные предметы, находящиеся в захоронениях - вооружение, гораздо более совершенное, чем то, которое существовало на этих территориях в более ранний период..
    Наиболее ранние погребения расположены на Алтае, наиболее поздние - у Балтийского. моря. В некоторых погребениях отсутствуют сами тела.
    В погребениях западнее Южного Урала находятся также женские украшения, принадлежащие культуре, располагавшейся на Южном Урале.
    Напишите историю народа, которому принадлежали эти погребения
  3. Прочитайте стихотворение известного поэта Серебряного века Велимира Хлебникова:

    И вечер - немец,
    И ветер - земец,
    И море рече,
    И ты далече.

    Прокомментируйте стихотворение. Поясните (развернуто) значения отдельных слов и строк в целом.
Яндекс.Реклама