Ф.Л.И.Н.Т.
(филологический, лингвистический, исторический научный турнир)
Старайтесь обосновать ваши ответы. Более высокие баллы будут присуждаться за развернутые, аргументированные ответы. По возможности постарайтесь привести в Вашем ответе все версии, которые у Вас возникают. За неверные ответы оценка не снижается (баллы только добавляются за верные ответы, но не вычитаются за неверные). Срок решения - 1 месяц со дня размещения задания на сайте. Если Вы пользуетесь какой-либо литературой, укажите ее!
6 класс
- Прочитайте слова таз, лей!, тля. Если звуки, из которых они состоят, произнести в обратном порядке, получатся другие слова. Какие? Обоснуйте Ваши ответы!
- В одном из могильников (погребение 3-2 веков до н.э.) на Алтае (южнее Сибири) найдены скелеты лошадей, на которые при захоронении были надеты маски с рогами.
Вопросы:
- Какому животному могли принадлежать эти рога?
- Известно, что многие народы с течением времени перемещались. Откуда пришел этот народ?
- Что Вы можете еще сказать про этот народ?
Обоснуйте ваши ответы. Если есть несколько версий, напишите их.
- В японском языке есть три устойчивых выражения, сходные по смыслу: "становиться как вареный осьминог", "разбрасывать красные осенние кленовые листья", "становиться как бушующее пламя".
Вопросы:
- Что значат эти выражения?
- Попробуйте подобрать русское устойчивое выражение с таким же смыслом.
- В японском языке два из этих выражений встречаются в книгах и одно в разговорной речи. Какое встречается в разговорном языке?
Аргументируйте Ваши ответы.
7 класс
- У некоторых русских глаголов с суффиксом -ну- корень в древности оканчивался на согласный звук, впоследствии исчезнувший: например, вместо двинуть и кинуть было двигнути и киднути.
Постарайтесь догадаться, какой согласный стоял на месте, отмеченном пропуском, в каждом из следующих глаголов:
Тро_нуть, вя_нуть, то_нуть, тя_нуть, сги_нуть, гля_нуть, опроки_нуть.
Постарайтесь выполнить то же задание для глагола ка_нуть, входящего в состав устойчивого выражения как в воду канул.
Обосновывайте Ваше объяснение.
- У древних греков было около 200 разных видов посуды. Примерно в тоже самое время (6-4 века до н.э.) на черноморском побережье Северного Кавказа жили меоты, у которых было около 40 типов посуды. Их культура напоминала скифскую. Среди известных культур по разнообразию посуды греки стоят на первом месте, меоты - на втором. Какая особенность культуры греков и меотов могла привести к возникновению такого разнообразия посуды?
При наличии нескольких версий - пишите все. Желательно приводить обоснования.
- Обитатели Полинезии (группа островов в Тихом океане с горами и небольшими долинами) из всех домашних животных знали только свинью. Когда в 17 веке туда приплыли европейцы, они привезли с собой и некоторых животных. Жители Полинезии называли этих животных, используя в качестве ключевого понятия слово "свинья". Так, например, "свинья, у которой растут рога" - это коза.
Вопросы:
- Кого полинезийцы называли "свинья, быстро бегущая по тропе" (и почему возникло такое название)?
- Как они могли назвать кошку и собаку?
- Приведите примеры подобного явления в известных Вам языках.
8 класс
- На Чукотке при раскопках эскимосского поселения 18 века н.э. была найдена древнегреческая монета V в. до н.э. Выдвиньте версию (можно не одну) объясняющую, как она туда попала.
Аргументируйте Вашу версию!
- Древнескандинавские поэты и певцы в своих сказаниях использовали очень сложный способ выражать один образ через другие. Например, скалы, торчащие из моря, у них могли называться кости моря. А море могло называться земля лебедей. Такие выражения называются КЁННИНГИ. В том, как подбирались и выстраивались образы для кённингов, был определенный смысл. Так, кённингом Лебедь пота шипа ран называли изображаемого в виде ворона Бога Одина (здесь в кённинге имеется в виду "пот" - от слова "потеть", и "шип" - в значении "колючка").
Вопросы:
- Что, как Вы думаете, значит кеннинг кости земли лебедей?
- Объясните, как устроен кённинг Лебедь пота шипа ран.
- Попытайтесь сами придумать кённинг по такому же принципу.
9-10 класс
- Даны предложения на лакском* языке и их переводы на русский.
- Жагьилнал дус увхунни.
Юноша увез друга.
- Ина усттартал бувхунна.
Ты увез мастеров.
- Чапарнал жу бурувчунну
Посланник защитил нас
- На инсан авттунна
Я избил человека.
- Жу ясиртал бувцунну
Мы привели пленников
- Зу жагьилтал бувхунну
Вы увезли юношей
- Инсаннал на алгунна
Человек одел меня
- Дуснал зу бивтунну
Друг оставил вас
- Ясирнал усттар увцунни
Пленник привел мастера
Вопросы:
Переведите на лакский язык:
Мастер защитил тебя.
Мы оставили юношу.
Юноша избил посланников.
Примечание. гь- особый согласный лакского языка.
*Лакский язык относится к лакско-даргинской группе нахско-дагестанских языков. На нем говорит около 100 тыс. человек, проживающих главным образом в горном Дагестане.
- На территории от Алтая до Балтийского моря найдены очень похожие погребения XVI в. до н.э., возникшие в течение очень короткого времени - 40 лет. Некоторые из них осквернены. Основные предметы, находящиеся в захоронениях - вооружение, гораздо более совершенное, чем то, которое существовало на этих территориях в более ранний период..
Наиболее ранние погребения расположены на Алтае, наиболее поздние - у Балтийского. моря. В некоторых погребениях отсутствуют сами тела.
В погребениях западнее Южного Урала находятся также женские украшения, принадлежащие культуре, располагавшейся на Южном Урале.
Напишите историю народа, которому принадлежали эти погребения
- Прочитайте стихотворение известного поэта Серебряного века Велимира Хлебникова:
И вечер - немец,
И ветер - земец,
И море рече,
И ты далече.
Прокомментируйте стихотворение. Поясните (развернуто) значения отдельных слов и строк в целом.
Яндекс.Реклама