Введение в лингвистику
Автор - С.А. Бурлак (филологический факультет МГУ), кандидат филологических наук
Основная цель факультативного курса "Введение в лингвистику" - восполнить значительный пробел в школьном образовании: продемонстрировать учащимся, что язык является особым объектом действительности, устроенным и развивающимся в соответствии с собственными достаточно строгими законами; что существуют специальные методы обнаружения и исследования этих законов.
Эта цель является сейчас особенно актуальной, так как в последнее время множится количество работ - от небольших газетных заметок до объемистых научных монографий - авторы которых приводят для доказательства своих идей языковые аргументы, не задумываясь (а может быть, просто не подозревая) о том, что сами эти аргументы требуют специального доказательства. Следствия этого многообразны - от возникающих на пустом месте из элементарной лингвистической безграмотности "научных" теорий до политических притязаний на "исконные" земли. В связи с этим представляется важным дать учащимся хотя бы азы лингвистической грамотности, которые позволили бы им - по крайней мере, в наиболее простых случаях - отличать обоснованные научные утверждения от необоснованных и полностью абсурдных. Это было бы полезно не только для ученых-гуманитариев (независимо от конкретной области их интересов), но и просто для образованных людей, желающих быть в курсе достижений современной науки.
Еще одной целью настоящего курса является формирование у учащихся понимания того, что строгие, логически последовательные доказательства необходимы - и возможны! - не только в математике, но и в гуманитарных областях знания. Используемые в курсе задачи Традиционных Олимпиад по лингвистике и математике призваны способствовать развитию у учащихся навыков построения таких доказательств.
В курсе "Введение в лингвистику" планируется также ознакомить школьников с некоторыми элементами устройства различных языков, дать представление о месте русского языка и изучаемых ими иностранных языков среди других языков мира.
Порядок освоения материала может варьироваться в зависимости от уровня подготовки учащихся и с учетом их интересов.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
- Введение. Лингвистика как наука.
Предмет лингвистики. Язык как особый объект окружающего мира. Необходимость изучения свойств языка. Важность лингвистической подготовки для специалиста-гуманитария.
Свойства естественного человеческого языка вообще. Функции языка. Язык как система знаков. Языковой знак. Означающее. Означаемое. Речь как реализация языковой способности человека.
Разделы лингвистики. Структура курса.
- Фонетика и фонология.
Предмет фонетики. Звуки человеческой речи. Артикуляторные характеристики согласных звуков: место образования, способ образования, глухость-звонкость. Дополнительные артикуляции. Артикуляторная классификация согласных звуков. Артикуляторные характеристики гласных: ряд, подъем, огубленность, долгота. Трудности артикуляторной классификации гласных. Гласные и согласные языков мира, отсутствующие в русском языке. Явление сингармонизма.
Речевая акустика. Необходимость знания акустических характеристик звуков для автоматического анализа и синтеза речи. Роль акустических характеристик звуков при восприятии речи человеком.
Супрасегментные средства организации речи в языках мира. Ударение. Тон.
Фонология. Фонема как "звук языка".
Морфонология как наука о чередованиях. Понятие о морфонологических правилах.
- Графика.
Письмо как знаковая система фиксации речи. Понятие графемы. Типы письменностей: пиктография, иероглифика, слоговое письмо, алфавитное письмо.
История письма.
Наиболее значимые эпизоды истории дешифровки древних систем письма.
- Морфология.
Предмет морфологии. Понятие морфемы. Типы морфем: корни, аффиксы. Виды аффиксов. Способы соединения морфем: агглютинация, фузия. Изолирующие языки.
Понятие грамматической категории. Парадигма. Грамматические категории имени: падеж, число, согласовательный класс, категория определенности-неопределенности. Экзотические грамматические категории имени. Грамматические категории глагола: время, наклонение; аспектуальные противопоставления.
Словообразование.
- Синтаксис.
Предмет синтаксиса.
Синтаксис словосочетания. Понятие валентности. Главное и зависимое слово в словосочетании. Морфологическая маркировка синтаксической связи.
Синтаксис предложения. Предикативная конструкция. Типы предикативных конструкций в языках мира: аккузативная, эргативная, активная, нейтральная. Порядок слов в предложении.
Способы представления синтаксической структуры предложения: дерево зависимостей, дерево НС. Порождающая грамматика.
Актуальное членение предложения.
- Семантика.
Предмет семантики. Структура означаемого. Отношения между означаемыми. Семантическое поле. Компонентный анализ значений слов. Тезаурус - словарь, отражающий системность организации семантического уровня языка. Коннотативный элемент значения.
Компоненты смысла предложения. Понятие пресуппозиции. Возможность анализа спонтанного текста как "системы проговорок".
- Сравнительно-историческое языкознание.
Предмет сравнительно-исторического языкознания. Понятие языкового родства. Регулярность звуковых изменений в ходе развития языка. Фонетические законы.
Генеалогическая классификация языков. Понятие языковой семьи. Языки, входящие в индоевропейскую семью языков.
Этимология.
Понятие реконструкции. Реконструкция праязыка. Реконструкция культуры носителей праязыка. Локализация прародины.
Взгляды современной науки на происхождение человеческого языка.
- Области знания на стыке лингвистики с другими науками. Прикладная лингвистика.
Предмет социолингвистики. Функционирование языка в человеческом обществе. Воздействие социальных факторов на язык. Языковая политика.
Предмет психолингвистики. Восприятие речи. Усвоение языка ребенком. Влияние языка на сознание.
Прикладная лингвистика. Автоматическая обработка текста. Машинный перевод. Лингвистический компонент информационно-поисковых систем.
Системы коммуникации животных, их знаковый характер.
- Языки мира.
Генеалогическая классификация языков мира. Другие классификации языков мира. Языковые ареалы. Общие и различные черты языков мира.
Языки Европы. Языки Азии. Языки Африки. Языки Америки. Языки Австралии. Языки Океании.
Рекомендуемая литература.
- 200 задач по языкознанию и математике М., 1972
- Задачи по лингвистике. Часть 1. М., 1991
- Лингвистические задачи. М., 1983
- Р.А. Агеева. Происхождение имен рек и озер. М., 1985
- Р.А. Агеева. Страны и народы: происхождение названий. М., 1990
- Ю.Д. Апресян. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. М., 1974
- М.В. Горбаневский. В мире имен и названий. М., 1987
- Э. Добльхофер. Знак и чудеса. М., 1967
- А.Н. Журинский. Лингвистика в задачах. М., 1995
- А.Н. Журинский. Слово, буква, число: обсуждение самодостаточных лингвистических задач с разбором ста образцов жанра. М., 1993
- А.А. Зализняк. Грамматический словарь русского языка. М., 1980
- А.А. Зализняк. Русское именное словоизменение. М., 1967
- Л.П. Крысин. Язык в современном обществе: Книга для внеклассного чтения 8-10 кл. М., 1977
- С.И. Львова. Там, где кончаются слова. М., 1991
- Ю.С. Маслов. Введение в языкознание. М., 1975
- Н.Б. Мечковская. Социальная лингвистика. М., 1994
- С.Е. Никитина. Тезаурус по теоретической и прикладной лингвистике. М., 1978
- В.В. Одинцов. Лингвистические парадоксы. М., 1982
- М.В. Панов. Русская фонетика. М., 1967
- О. Семереньи. Введение в сравнительное языкознание. М., 1980
- И.И. Постникова, И.М. Подгаецкая. Фонетика - это интересно. М., 1992
- Ф. Фолсом. Книга о языке: Человек разумный - это человек говорящий. М., 1977
- И. Фридрих. Дешифровка забытых письменностей и языков. М., 1961
- И. Фридрих. История письма. М., 1979