АНТРОПОЛОГИЯ ГОРОДА
Автор - А.С. Архипова (аспирант Института Высших Гуманитарных Исследований)
Семинар для школьников 9-11 классов, специализирующихся в области гуманитарных дисциплин (филология, история, лингвистика, социальная психология, социология, социальная антропология), преподавателей и исследователей в вышеперечисленных областях.
Условия функционирования семинара
Данный семинар идет в течение 1997-1999 года в Летней Экологической Школе, в течение 1998-1999 учебного года проходил очно 2 раза в месяц в г. Москве и заочно раз в месяц (по электронной почте: с учащимися 9 класса гимназии г. Обнинска).
В дальнейшем семинар может также проходить в очной и заочной форме (виртуальные семинары в Интернете), поскольку для большинства школьников (проживающих в другом городе, государстве, детей с нарушениями двигательных, речевых, слуховых функций) невозможно физическое регулярное присутствие на этих семинарах.
Новизна семинара
Антропология города - актуальная сейчас область изучения, где пересекаются интересы различных гуманитарных наук, практически не знакомым учащимся по школьному курсу гуманитарных предметов.
Задачи семинара:
- познакомить школьников и взрослых с современными направлениями в области гуманитарных наук, занимающихся изучением различных форм современных культур, и с последними научными достижениями в этих областях;
- познакомить школьников и взрослых с научно-практическими методами, которые применяются в различных областях гуманитарных наук;
- способствовать развитию исследовательского интереса у школьников, выявлению желания специализироваться в той или иной области гуманитарных наук.
Требования к желающим заниматься в данном семинаре
Школьники, желающие заниматься в данном семинаре, должны:
- обладать следующими базовыми знаниями, полученными из курсов методологии науки, источниковедения, мифологии, лингвистики, поэтики, социальной психологии и антропологии (см. Программы):
- представлением о взаимодействии языка и культуры
- представлением о социальной и религиозной структуре архаических обществ
- представлением о роли мифа в архаическом обществе
- представлением об общей эволюции жанров
- владеть навыками анализа текста и основными понятиями, такими как «текст», «жанр», «миф», «обряд», «социальная роль», «язык», «речь», «языковая группа», «языковое родство».
Если у желающих участвовать в работе данного семинара нет соотвествующих знаний, то рекомендуются просмотреть материалы в соответствующем разделе данного сервера (программы, лекции, семинары)
Вводный курс лекций
Перед началом семинара предполагается прослушать курс лекций (или прочитать его в электронном виде).
- Понятие субкультуры в современном обществе. Различные типы субкультур: «молодежные», «профессиональные» и т.д. Методы и результаты исследований современных субкультур. Структуры родства в современных культурах и субкультурах: обсуждение статьи Т. Щепанской.
Способы идентификации и самоидентификации субкультур: сленг, жаргон, анекдоты, другие формы. Существующие словари сленгов и жаргонов (см. список литературы).
- Системы воспитания в современных обществах: краткий обзор. Воспитательные модели и картина мира в литературный сказках (Линдгрен, Милн и т.д.) и их влияние на воспитание детей. Почему у нас в стране наиболее популярной из всех сказок Линдгрен является «Малыш и Карлсон», а на Западе - «Пеппи ДлинныйЧулок»?
- Посттрадиционный фольклор. Термины «массовая культура» и «городской фольклор»: направленность на сбыт или потребление Актуальные жанры городского фольклора. Взаимодействие массовой культуры и городского фольклора: проникновение рекламы в анекдоты.
- Язык города. Особенности устной коммуникации вообще. Специфика «городского говорения». Проблемы составления словарей по городскому арго. Анекдот и цитата (киноцитата) как особые формы устной коммуникации.
Семинарские занятия
Предполагаются семинары двух типов:
- Семинары по обсуждению какой-либо статьи (проблемной или предоставляющий новый неизвестный раннее материал) по тематике курса. В этом случае обязательно предварительное прочтение данной статьи в бумажной или электронной форме (для этого она может быть помещена на сайт «Школа для школьников, исследователей, преподавателей»).
- Семинары, в заголовок которых выносится актуальная научная проблема
Тематика семинаров:
- Значения англицизмов в речи хиппи. Предварительное знакомство с существующими словарями языка субкультуры хиппи.
- Проблемы описания языка субкультур и составления соответствующих словарей. (И. Юрганова, Ф. Юрганов. Словарь русского сленга. М., 1997.; В.С. Елистратов. Словарь московского арго М., Русские словари, 1994.) Составление участниками словаря небольшого культурного сообщества. Доклад на эту тему.
- На этот семинар приглашаются участники фольклорных экспедиций (в том числе школьники) с докладами на тему:
Различные формы влияния городской культуры на традиционную деревенскую культуру.
- Детские сказки и мультфильмы. Традиционное и новаторское в структуре мультфильмов. Способность/неспособность отражать иделогию общества в мультфильмах ("Ну, погоди!" и "Том и Джерри"). Мультфильмы и анекдоты "по мультфильму". Западные исследования по этой проблеме (доклад ведущего семинар).
К курсу прилагается список литературы.
Яндекс.Реклама