Летняя Экологическая Школа
Программы Гуманитарного отделения

Обучение на гуманитарном отделении делится на два больших цикла:
Введение в теорию культуры: Мифология и теория мифа, основы этнографии, культурная антропология, источниковедение, введение в современную математику, введение в историю искусства, семиотика, этно- и лингвогеография, введение в современную математику, поэтика и анализ художественного текста. Этот цикл рассчитан на год обучения (Летняя, Осенняя и Зимняя Школы).
История мировой культуры: история, литература и культура Древнего Востока, Древней Греции и Рима, Древней Руси, западноевропейского и русского Средневековья, зарубежная и русская история, литература и культура Нового и Новейшего Времени (цикл рассчитан на два года обучения).
Факультативы (их посещение не обязательно): право, психология, социология, введение в языкознание, классическая и математическая логика, студия художественного и литературного творчества, психолингвистика и социальная психология, жизнь Древнего Египта, история морского пиратства, история и теория масонства, практикум по литературному редактированию, введение в естествознание, эволюционные теории и др.
Большинство курсов длится один цикл - пять занятий (по 2 академических часа каждое).

Мифология и теория мифа

Данный курс ставит своей целью знакомство с истоками мировой культуры, а также с некоторыми ее механизмами, продолжающими свое действие до сих пор. Курс основан на компаративном подходе к мифологиям, на изучении не столько отдельных мифологических сюжетов и систем, сколько на их анализе, направленном на понимание логики мышления древних людей. Курс призван воспитать критическое отношение как к претензиям отдельных культур на единственно правильное восприятие мира, так и к идеологическим системам, имеющим четко выраженную мифологическую структуру.

  1. Введение. Возникновение первых мифологических представлений.
    Понятие культуры. Восприятие мира древним и современным человеком. Культурные различия. Мифо-поэтическое сознание как форма мышления архаического человека. Коллективное и индивидуальное в древнем мире. Понятие рода и племени. Понятие о человеке как о члене собственного племени. Понятия "свой-чужой".
  2. Первобытная магия.
    Человек и природа. Первобытная магия как форма воздействия на человека на окружающий его мир. Законы магического мышления: часть репрезентирует целое (разбор примеров), нарушение причинно-следственной связи (примеры) и др.
  3. Отношение человека ко времени.
    Восприятие человеком смены времен года как цикла, организующего жизнь человека и мира. Построение жизни человека как части календарного цикла (примеры). Весенние и осенние праздники у разных народов: славяне, древние римляне, древние германцы.
  4. Обряд и миф.
    Возникновение элементов обряда как попытка воспроизвдения сакрального. Понятие "обряда" и "обрядовости". Определение мифа как повествования, связанного напрямую с обрядом, как рассказа о священной истории мира. Соотношение мифа и обряда. Примеры. Отношение к мифу и обряду у разных народов. Магические свойства мифа (по М.Элиаде).
  5. Миф об умирающем и воскресающем боге и связанные с ним обряды.
    Обряды календарного цикла. Миф о Дионисе, Деметре и Персефоне, Изиде и Осирисе, Иштар и Таммузе. Обряды перехода. Рождение, свадьба, смерть. Их роль в формировании мифа. Обряд инициации и роль мифа в нем. Пример: .
  6. Возникновение целостной мифологической системы.
    Понятия "мирского" и "священного". Миф как рассказ о сакральной истории. Формирование космогонии и эсхатологии. "Теогония" Гесиода. Отсутствие и наличие эсхатологии у разных народов. Скандинавская эсхатология. Представление о "вечной жизни" индейцев Северной Америки.
  7. Космогония и теогония.
    Зарождение Космоса из Хаоса. Формирование мира. Греческий, шумерский и скандинавский варианты. Появление первого человека. Адам, Пуруша, Паньгу. Понятие "культурного героя". Геракл, Мардук, Тавискарон, Гуй и Юй. Представление о Боге-отце и матери-Земле. Уран и Гея, Тиамат, Изида, Иштар, Астарта, мать Сыра Земля, Один.
  8. Проблема отношения к предкам.
    Культ предков. Понятие о "Золотом веке". Появление тотемизма. Священное животное как предок человека. Шаманство. Традиционное общество как общество, основанное на подражании предкам. Роль мифа в этом. "Горячие" и "холодные" общества. Существует ли прогресс в "холодном" обществе?
  9. Картина и модель мира.
    Формирование картины мира и модели мира. Жилище как модель мира (юрта, вигвам, изба). Модель Мирового Древа. транстформция этой модели. Дерево, лестница, башня. Трехчастное и двучастное деление мира. Архаические предсттавления о загробном мире. Шаманские и индейские верования. Позднейшее разделение на "Ад" и "рай".
  10. Миф в веках.
    Соотношение мифа и мифологического повествования. Миф и сказка (священная и профанная история). Миф в литературе. Мифологические мотивы. Мифологизация и демифологизация. Роль мифа в современном сознании. Роль мифа в формировании идеологий.

Источниковедение

Источниковедение - специальная историческая дисциплина, изучающая исторические источники и методы работы с ними с целью получения исторической информации.
Курс "Источниковедение" ставит своей целью ознакомление с рабочей мастерской историка, развитие приемов самостоятельной работы с текстами с целью извлечения из них исторической информации.
Курс должен содействовать развитию в школьниках навыков анализа и синтеза, воспитанию здорового научного недоверия по отношению к любым текстам и тезисам (об этих текстах), попадающим в их поле зрения, что в сочетании с навыками проверки источниковедческих и исторических гипотез должно позволить заниматься исследовательской работой в указанной области. Получение начальных умений в области библиографии поможет облегчить дальнейшее участие школьников в научной коммуникации.

  1. История. Историческое исследование. Источники исторического знания.
    На занятии вводится понятие истории. История как процесс. История как наука об этом процессе.
    Вводится понятие исторического исследования. Выделяются основные типы исторического исследования: Пограничный статус последнего типа исследований.
    Разъясняется отсутствие непосредственного доступа историка к фактам. Три основных типа источников информации: Специфика статуса и функций каждого из них.
  2. Специальные (вспомогательные) исторические дисциплины.
    На занятии вводится понятие специальных (вспомогательных) исторических дисциплин.
    Кратко рассказывается о некоторых из них:
  3. Специальные (вспомогательные) исторические дисциплины (окончание). Место источниковедения в ряду специальных (вспомогательных) исторических дисциплин.
    Продолжается обзор специальных (вспомогательных) исторических дисциплин: Вводится понятие источниковедения как специальной исторической дисциплины, интегрирующей методы и достижения значительной части иных специальных исторических дисциплин.
    Разбор примеров: источники, необходимые для исследования конкретных исторических проблем.
    Определение тем докладов.
  4. Классификация источников. Библиографическое описание изданий.
    На занятии даются основные типы классификаций источников: По ходу идет разбор примеров каждого вида источников и особенностей работы с ними.
    Даются основные элементы библиографического описания изданий в соответствии с ГОСТом 7.1.84 "Библиографическое описание документа: Общие требования и правила составления": автор, название, место издания, издательство, год издания, количество страниц. Дается домашнее задание сделать описание по изученным параметрам.
  5. Классификация источников (окончание). Библиографическое описание изданий (продолжение).
    На занятии осуществляется продолжение рассмотрения классификации источников в зависимости от изначальной функции документа (художественные произведения, научная и научно-популярная литература, дневники и записные книжки, мемуары и др.). Разбираются типы исследований при которых научная литература может быть не только литературой, но и источником исследования.
    По ходу идет разбор примеров каждого вида источников и особенностей работы с ними.
    Продолжается рассмотрение элементов библиографического описания изданий: количество томов, номер тома или номера, номер издания, описание изданий в отсутствие части информации. Проверяется домашнее задание и дается новое (с включением изученных на этом занятии параметров).
  6. Критика источника. Библиографическое описание изданий (продолжение).
    На занятии вводится понятие критики источника (где критика предстает не как синоним разгрома, а как анализ всей источниковой и сопутствующей источнику информации).
    Показывается различие между двумя типами критики источника: критикой внешней и внутренней (происхождения и содержания).
    На примерах осуществляется критика внешняя: публикации источника, особенности данной публикации (или рукописи) (включая внешние признаки), тема документа, жанр, степень подлинности, автор (приписываемого и реального; личности, степени осведомленности об упоминаемых событиях, места данного документа в ряду аналогичных созданных тем же автором), время создания, цель создания, исторический контекста создания, место в ряду источников того же вида (особенно, созданных в то же время), восприятие данного источника современниками, степень введенности в научный оборот.
    Вводится различение подлинности источника и достоверности его информации.
    Продолжается рассмотрение элементов библиографического описания изданий: ссылки на фрагменты текста, отдельные произведения, опубликованные в составе сборников, журналов и газет. Проверяется домашнее задание и дается новое (с включением изученных на этом занятии параметров).
  7. Критика источника (окончание). Библиографическое описание изданий (окончание).
    На занятии разбирается на примерах внутренняя критика источника (соответствие формуляру данного документа), внутренняя композиция, особенности описания различных событий и персонажей (как внутри источника так и в сравнении с описанием их же в иных источниках), особенности стиля письма и мышления автора данного источника, достоверность информации.
    Перспективы использования данного источника.
    Разъясняется проблема герменевтического круга (для интерпретации части нужно понимание целого, а для понимания целого - интерпретировать все части текста). Внутренняя критика нужна после внешней, но уже осуществленная внутренняя критика помогает скорректировать результаты критики внешней и т.д.
    Проверяется домашнее задание по библиографическому описанию изданий. Разбирается разница между типами изданий в зависимости от объема(листовка, брошюра, книга) и периодичности (вводится различение между продолжающимися и периодическими изданиями).
  8. Массовые источники. Математические методы в исторической науке. Соотношение исторического и источниковедческого исследования.
    Вводятся различные понимания массовости источников: Разбираются примеры.
    Рассказывается о методах анализа экономической статистики, о принципах контент-анализа нарративных источников.
    Разбираются математические методы содействующие установлению авторства, подлинности документа.
    Вводится различение между историческим исследованием и источниковедческим, служащим как бы предварительным, подготовительным этапом исторического (впрочем, как и историографическое). Различная преимущественная направленность этих видов исследований (на цепочку событий - первое, на сам источник - второе).
    Проверяется домашнее задание.
  9. Доклады.
    Проводится публичное заслушивание докладов с дальнейшим обсуждением каждого.
  10. Доклады (окончание). Итоги курса
    Продолжается публичное заслушивание докладов с дальнейшим обсуждением каждого.
    Подводятся итоги курса. Объявляется комплекс будущих факультативов, тематически связанных с прослушанным курсом.
    Дается письменное задание по описанию изданий для экзамена.
Экзамен
При выставлении оценки учитывается качество доклада, выполнение письменного задания по описанию изданий и результат устного собеседования.

Основы поэтики

  1. Введение основных понятий курса.
    Определение поэтики. Поэтика как наука, изучающая содержательность художественных форм. Необходимость внимательного прочтения текста. Проблемы истолкования текста.
    Примеры: "На розвальнях, уложенных соломой" (О.Мандельштам), "Памяти Демона" (Б.Пастернак).
  2. Сюжет.
    Понятие сюжета.
    Повторяемость сюжетов. "Бродячие сюжеты".
    Пример: сюжет странствий Одиссея и его последующие обработки (от Гомера до "Одиссеи капитана Блада").
  3. Композиция.
    Вступление, завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка.
    Особенности развития композиции. Их отражение в трансформации содержания.
    Пример: "Робинзон Крузо".
  4. Мотив и сюжет
    Мотив как минимальная составляющая сюжета. Мифологические мотивы. Механизм их воспроизведения.
    Законы сочетания мотивов. Сюжет как комбинация мотивов.
    Пример: мотив Золушки у Шарля Перро, в народных сказках, у Евгения Шварца, в фильме "Золушка-85", любовных романах (сходство и различие).
  5. Основные приемы изображения.
    Авторский монолог, пейзаж, ремарка, описание внешности героя, поток сознания героя, звукопись, ритм как приемы непрямого выражения авторского мнения. Визуальные приемы.
  6. Основы исторической поэтики.
    Представление о слове в мифо-поэтическую эпоху. Композиция в мифо-поэтическую эпоху. Отношение к слову как к "божественному дару". Ориентация слова на миф. Проблема авторства.
    Пример: разбор первой главы "Одиссеи".
  7. Основы исторической поэтики (продолжение).
    "Авторитетное" слово в эпоху риторики. Его отличие от слова в мифо-поэтическую эпоху. Ориентация текстов на воспроизведение священных текстов. Проблема авторства.
    Пример: анализ фрагмента "Исповеди" Аврелия Августина.
    Причины распространенности формы "исповеди" в "риторическую" эпоху.
    На уроке дается задание написать подражание жанру "исповеди".
  8. Основы исторической поэтики (окончание).
    Изменение слова в постриторическую эпоху. Появление произведений нового типа: "Дон Кихот". Изменение отношения к авторству. Изменение отношения автора и героя. Новация. Введение в текст современного мира. Изменение отношения к литературному произведению.
  9. Композиция, пространство и время, автор и герой в мифо-поэтическую, риторическую эпоху и эпоху Нового времени.
    Композиция, пространство и время, автор и герой в "Одиссее", "Тристане и Изольде", "Дон Кихоте", "Дубровском".
  10. Освоение понятий формы и содержания.
    Задание на уроке: обработка данного текста ("Сказания о рубашке и трех рыцарях") как трагедии, сказки, стихотворения.
    Анализ учащимися особенностей, приобретенных сюжетом в каждой из трех обработок. Тренировка идентификации жанра.
  11. Роды и жанры литературы.
    Эпос. Его связь с мифом. "Илиада", "Поэма о Гильгамеше", "Песнь о Роланде". Развитие эпоса. Эпические приемы. Эпическое пространство и время. Автор и герой.
    Пример: анализ "Битвы в Ронсенвальском ущелье" из "Песни о Роланде".
  12. Роды и жанры литературы (продолжение).
    Драма. Ее возникновение. Дионисийские празднества. Связь драмы с обрядом.
    Трагедия и комедия. Форма диалога.
    Примеры: "Царь Эдип", "Женщины в народном собрании".
  13. Роды и жанры литературы (продолжение).
    Лирика. Лирическая субъективность. Развитие лирики.
    Нахождение учащимися на примерах различия между эпическими и лирическими произведениями.
    Пример: "Гимн к Афродите" и "Я помню чудное мгновенье...".
  14. Роды и жанры литературы (продолжение)
    . Разделение на жанры. Поэма, сказка, роман, повесть, новелла и т.д.
    Примеры учащихся и их анализ.
  15. Роды и жанры литературы (окончание).
    Трансформация жанрового репертуара в зависимости от эпохи.
    Самостоятельные примеры учащихся.
    Пример: жанры, характерные в эпоху Зрелого Средневековья (уход эпического, усиление фарсового начала, связь с историко-культурной ситуацией).
  16. Текст и контекст.
    Поятие "текста" и "контекста". Контекст как совокупность явлений действительности, влияющих на восприятие текста. Необходимость учета историко-культурной ситуации создания текста для его более полного понимания. Виды контекста: историко-культурный, биографический, общественно-политический и т.д.
    Учащимся задается вопрос о видах контекста, необходимых для понимания современного произведения в случае его прочтения через 300 лет (на примере "Старика Хоттабыча" Л.Лагина).

Основы культурной антропологии

Курс рассчитан на то, чтобы познакомить учащихся с идеями и понятиями культурной антропологии и продемонстрировть их применение на материале архаических обществ. При этом ввводится также общенучные понятия "системы", "структуры" в применении к гуманитарным наукам. Центральное место в курсе занимает сравнение архаического и современного обществ. Предпологается, что ученики должны попытаться описать знакомые им явления культуры и других аспектов функционирования общетва с точки зрения культурной антропологии.

  1. Определение культуры и культурной антропологии.
    Биологически наследуемое и социальное в формирвоании человека. Определение на этой основе культуры.
    Понятие ультурной антропологии.
    Разбор примеров: математическое и наивное определение прямой линии, определение понятия "человек", наследуемые и ненаследуемые жесты и позы человека.
  2. Общество и индивид.
    Понятие общества. Соотношение индивида и общества. Индивидуальная воля человека и социальные факты. Социальные структуры.
    Знаковый характер культуры. Виды знаковых систем. Использование в обществе социализаци как обучения таким знакрвым системам. Интериоризация по Выготскому.
    Разбор примеров: государство и семья как социальные структуры; календарь, система личных имен, естественный язык как знаковые системы, используемые обществом; обучение детей языку и запоминанию; развитие памяти как пример иньтериоризации.
  3. Культура и среда обитания.
    Материальная и духовная культура. Зависимость культуры конкретного общества от среды обитания.
    Различие архаических и современных обществ в технологической вооруженности и в отношении к традиции. "Холодные" и "горячие" общества. Элементы их в современном обществе.
    Разбор примеров: охотники и собиратели различних природных зон и культура европейского типа, фольклор и свовр литература, мода.
  4. Жизнь индивида в архаичных обществах
    Рождение. Принципы воспитания. Взросление. Старость. Смерть. Система имен. Семья.
    Разбор примеров: культура хиваро, ирокезов, маринд-аним.
  5. Система отношений.
    Экзогамия. Эндогамия. Системы родства. Структура племени. Престиж и властные отношения. Дар. Потлач.
    Примеры: культура австралийцев, тлингитов, хайда.
  6. Типы общностей
    Этносы на архаической стадии и этнические объединения современности. Хозяйственно-культурные типы.

Семиотика

Целью курса является ознакомление учащихся с базовыми понятиями семиотики, а также с основами семиотического описания (главным образом - на материале современной культуры).
Курс "Семиотика" призван содействовать умению вычленения символических функций и знаковой природы явлений окружающего мира.

  1. Знак.
    Знак. Треугольник Фреге: означающее, сигнификат (концепт), денотат (референт). Виды знаков: иконические, индексальные, символические. Элементарные и сложные знаки. Текст.
    Разбор примеров: жесты, дорожные знаки, заголовки, формулы, знаки естественного языка, изобразительное искусство.
  2. Коммуникация.
    Схема коммуникации. Адресант, адресат, канал, контакт, код, сообщение, контекст. Функция языка по Р.Якобсону.
    Разбор примеров: описание газеты, фильма.
  3. Структура семиотики.
    Синтактика, семантика и прагматика. Знаковая система. Виды знаковых систем.
    Разбор примеров: описание фрагментов языка кино, языка жестов.
  4. Организация языка.
    Синтаксис. Языковые уровни. Фигуры и элементарные знаки (по Л.Ельмслеву).
    Разбор примеров: описание фрагментов русского письменного языка.
  5. Организация языка (продолжение). Семиотика и нейропсихология. Семиотика и поэзия.
    Язык и речь. Метафора и метонимия. Виды афазии и их семиотическая классификация (по Р.Якобсону). Семиотическое определение поэзии.
    Разбор примеров: анализ стихотворения.
  6. Проблема метаязыка.
    Коннотация по Р.Барту. Язык и метаязык. Семантический метаязык. Семантические примитивы (А.Вежбицкая).
    Разбор примеров: описание рекламы, толкование слов и жестов.
Яндекс.Реклама
Казахская кухня рецепты приготовления.