Летняя Экологическая Школа
Программы Гуманитарного отделения
Обучение на гуманитарном отделении делится на два больших цикла:
Введение в теорию культуры: Мифология и теория мифа, основы этнографии, культурная антропология, источниковедение, введение в современную математику, введение в историю искусства, семиотика, этно- и лингвогеография, введение в современную математику, поэтика и анализ художественного текста. Этот цикл рассчитан на год обучения (Летняя, Осенняя и Зимняя Школы).
История мировой культуры: история, литература и культура Древнего Востока, Древней Греции и Рима, Древней Руси, западноевропейского и русского Средневековья, зарубежная и русская история, литература и культура Нового и Новейшего Времени (цикл рассчитан на два года обучения).
Факультативы (их посещение не обязательно): право, психология, социология, введение в языкознание, классическая и математическая логика, студия художественного и литературного творчества, психолингвистика и социальная психология, жизнь Древнего Египта, история морского пиратства, история и теория масонства, практикум по литературному редактированию, введение в естествознание, эволюционные теории и др.
Большинство курсов длится один цикл - пять занятий (по 2 академических часа каждое).
Мифология и теория мифа
Данный курс ставит своей целью знакомство с истоками мировой культуры, а также с некоторыми ее механизмами, продолжающими свое действие до сих пор. Курс основан на компаративном подходе к мифологиям, на изучении не столько отдельных мифологических сюжетов и систем, сколько на их анализе, направленном на понимание логики мышления древних людей. Курс призван воспитать критическое отношение как к претензиям отдельных культур на единственно правильное восприятие мира, так и к идеологическим системам, имеющим четко выраженную мифологическую структуру.
- Введение. Возникновение первых мифологических представлений.
Понятие культуры. Восприятие мира древним и современным человеком. Культурные различия. Мифо-поэтическое сознание как форма мышления архаического человека. Коллективное и индивидуальное в древнем мире. Понятие рода и племени. Понятие о человеке как о члене собственного племени. Понятия "свой-чужой".
- Первобытная магия.
Человек и природа. Первобытная магия как форма воздействия на человека на окружающий его мир. Законы магического мышления: часть репрезентирует целое (разбор примеров), нарушение причинно-следственной связи (примеры) и др.
- Отношение человека ко времени.
Восприятие человеком смены времен года как цикла, организующего жизнь человека и мира. Построение жизни человека как части календарного цикла (примеры). Весенние и осенние праздники у разных народов: славяне, древние римляне, древние германцы.
- Обряд и миф.
Возникновение элементов обряда как попытка воспроизвдения сакрального. Понятие "обряда" и "обрядовости". Определение мифа как повествования, связанного напрямую с обрядом, как рассказа о священной истории мира. Соотношение мифа и обряда. Примеры. Отношение к мифу и обряду у разных народов. Магические свойства мифа (по М.Элиаде).
- Миф об умирающем и воскресающем боге и связанные с ним обряды.
Обряды календарного цикла. Миф о Дионисе, Деметре и Персефоне, Изиде и Осирисе, Иштар и Таммузе. Обряды перехода. Рождение, свадьба, смерть. Их роль в формировании мифа. Обряд инициации и роль мифа в нем. Пример: .
- Возникновение целостной мифологической системы.
Понятия "мирского" и "священного". Миф как рассказ о сакральной истории. Формирование космогонии и эсхатологии. "Теогония" Гесиода. Отсутствие и наличие эсхатологии у разных народов. Скандинавская эсхатология. Представление о "вечной жизни" индейцев Северной Америки.
- Космогония и теогония.
Зарождение Космоса из Хаоса. Формирование мира. Греческий, шумерский и скандинавский варианты. Появление первого человека. Адам, Пуруша, Паньгу. Понятие "культурного героя". Геракл, Мардук, Тавискарон, Гуй и Юй. Представление о Боге-отце и матери-Земле. Уран и Гея, Тиамат, Изида, Иштар, Астарта, мать Сыра Земля, Один.
- Проблема отношения к предкам.
Культ предков. Понятие о "Золотом веке". Появление тотемизма. Священное животное как предок человека. Шаманство. Традиционное общество как общество, основанное на подражании предкам. Роль мифа в этом. "Горячие" и "холодные" общества. Существует ли прогресс в "холодном" обществе?
- Картина и модель мира.
Формирование картины мира и модели мира. Жилище как модель мира (юрта, вигвам, изба). Модель Мирового Древа. транстформция этой модели. Дерево, лестница, башня. Трехчастное и двучастное деление мира. Архаические предсттавления о загробном мире. Шаманские и индейские верования. Позднейшее разделение на "Ад" и "рай".
- Миф в веках.
Соотношение мифа и мифологического повествования. Миф и сказка (священная и профанная история). Миф в литературе. Мифологические мотивы. Мифологизация и демифологизация. Роль мифа в современном сознании. Роль мифа в формировании идеологий.
Источниковедение
Источниковедение - специальная историческая дисциплина, изучающая исторические источники и методы работы с ними с целью получения исторической информации.
Курс "Источниковедение" ставит своей целью ознакомление с рабочей мастерской историка, развитие приемов самостоятельной работы с текстами с целью извлечения из них исторической информации.
Курс должен содействовать развитию в школьниках навыков анализа и синтеза, воспитанию здорового научного недоверия по отношению к любым текстам и тезисам (об этих текстах), попадающим в их поле зрения, что в сочетании с навыками проверки источниковедческих и исторических гипотез должно позволить заниматься исследовательской работой в указанной области. Получение начальных умений в области библиографии поможет облегчить дальнейшее участие школьников в научной коммуникации.
- История. Историческое исследование. Источники исторического знания.
На занятии вводится понятие истории. История как процесс. История как наука об этом процессе.
Вводится понятие исторического исследования. Выделяются основные типы исторического исследования:
- исследование факта,
- исследование причинно-следственных связей между фактами,
- исследование исторических закономерностей.
Пограничный статус последнего типа исследований.
Разъясняется отсутствие непосредственного доступа историка к фактам. Три основных типа источников информации:
- источники,
- научная литература,
- справочно-библиографическая литература.
Специфика статуса и функций каждого из них.
- Специальные (вспомогательные) исторические дисциплины.
На занятии вводится понятие специальных (вспомогательных) исторических дисциплин.
Кратко рассказывается о некоторых из них:
- палеографии,
- геральдике,
- сфрагистике,
- хронологии,
- метрологии,
- дипломатике,
- исторической библиографии,
- Специальные (вспомогательные) исторические дисциплины (окончание). Место источниковедения в ряду специальных (вспомогательных) исторических дисциплин.
Продолжается обзор специальных (вспомогательных) исторических дисциплин:
- археологии,
- историографии,
- архивоведении,
- археографии и др.
Вводится понятие источниковедения как специальной исторической дисциплины, интегрирующей методы и достижения значительной части иных специальных исторических дисциплин.
Разбор примеров: источники, необходимые для исследования конкретных исторических проблем.
Определение тем докладов.
- Классификация источников. Библиографическое описание изданий.
На занятии даются основные типы классификаций источников:
- в зависимости от степени антропогенности (естественные, деформированные человеком и искусственные),
- в зависимости от способа фиксации информации и типа носителя (письменные, устные, аудиовизуальные, электронные),
- в зависимости от исходной функции документа (законодательные акты, актовые материалы, материалы статистики, делопроизводственная документация, переписка, летописные источники).
По ходу идет разбор примеров каждого вида источников и особенностей работы с ними.
Даются основные элементы библиографического описания изданий в соответствии с ГОСТом 7.1.84 "Библиографическое описание документа: Общие требования и правила составления": автор, название, место издания, издательство, год издания, количество страниц. Дается домашнее задание сделать описание по изученным параметрам.
- Классификация источников (окончание). Библиографическое описание изданий (продолжение).
На занятии осуществляется продолжение рассмотрения классификации источников в зависимости от изначальной функции документа (художественные произведения, научная и научно-популярная литература, дневники и записные книжки, мемуары и др.). Разбираются типы исследований при которых научная литература может быть не только литературой, но и источником исследования.
По ходу идет разбор примеров каждого вида источников и особенностей работы с ними.
Продолжается рассмотрение элементов библиографического описания изданий: количество томов, номер тома или номера, номер издания, описание изданий в отсутствие части информации. Проверяется домашнее задание и дается новое (с включением изученных на этом занятии параметров).
- Критика источника. Библиографическое описание изданий (продолжение).
На занятии вводится понятие критики источника (где критика предстает не как синоним разгрома, а как анализ всей источниковой и сопутствующей источнику информации).
Показывается различие между двумя типами критики источника: критикой внешней и внутренней (происхождения и содержания).
На примерах осуществляется критика внешняя: публикации источника, особенности данной публикации (или рукописи) (включая внешние признаки), тема документа, жанр, степень подлинности, автор (приписываемого и реального; личности, степени осведомленности об упоминаемых событиях, места данного документа в ряду аналогичных созданных тем же автором), время создания, цель создания, исторический контекста создания, место в ряду источников того же вида (особенно, созданных в то же время), восприятие данного источника современниками, степень введенности в научный оборот.
Вводится различение подлинности источника и достоверности его информации.
Продолжается рассмотрение элементов библиографического описания изданий: ссылки на фрагменты текста, отдельные произведения, опубликованные в составе сборников, журналов и газет. Проверяется домашнее задание и дается новое (с включением изученных на этом занятии параметров).
- Критика источника (окончание). Библиографическое описание изданий (окончание).
На занятии разбирается на примерах внутренняя критика источника (соответствие формуляру данного документа), внутренняя композиция, особенности описания различных событий и персонажей (как внутри источника так и в сравнении с описанием их же в иных источниках), особенности стиля письма и мышления автора данного источника, достоверность информации.
Перспективы использования данного источника.
Разъясняется проблема герменевтического круга (для интерпретации части нужно понимание целого, а для понимания целого - интерпретировать все части текста). Внутренняя критика нужна после внешней, но уже осуществленная внутренняя критика помогает скорректировать результаты критики внешней и т.д.
Проверяется домашнее задание по библиографическому описанию изданий. Разбирается разница между типами изданий в зависимости от объема(листовка, брошюра, книга) и периодичности (вводится различение между продолжающимися и периодическими изданиями).
- Массовые источники. Математические методы в исторической науке. Соотношение исторического и источниковедческого исследования.
Вводятся различные понимания массовости источников:
- онтологическое (с подвариантами - типового характера и широкого, массового распространения),
- гносеологическое (особенность не источника, а принципов его рассмотрения - не как индивидуального источника, повествующего о конкретных событиях и оценках, но как одного из целого ряда с рассмотрением характерных для всего ряда особенностей и зависимостей).
Разбираются примеры.
Рассказывается о методах анализа экономической статистики, о принципах контент-анализа нарративных источников.
Разбираются математические методы содействующие установлению авторства, подлинности документа.
Вводится различение между историческим исследованием и источниковедческим, служащим как бы предварительным, подготовительным этапом исторического (впрочем, как и историографическое). Различная преимущественная направленность этих видов исследований (на цепочку событий - первое, на сам источник - второе).
Проверяется домашнее задание.
- Доклады.
Проводится публичное заслушивание докладов с дальнейшим обсуждением каждого.
- Доклады (окончание). Итоги курса
Продолжается публичное заслушивание докладов с дальнейшим обсуждением каждого.
Подводятся итоги курса. Объявляется комплекс будущих факультативов, тематически связанных с прослушанным курсом.
Дается письменное задание по описанию изданий для экзамена.
Экзамен
При выставлении оценки учитывается качество доклада, выполнение письменного задания по описанию изданий и результат устного собеседования.
Основы поэтики
- Введение основных понятий курса.
Определение поэтики. Поэтика как наука, изучающая содержательность художественных форм. Необходимость внимательного прочтения текста. Проблемы истолкования текста.
Примеры: "На розвальнях, уложенных соломой" (О.Мандельштам), "Памяти Демона" (Б.Пастернак).
- Сюжет.
Понятие сюжета.
Повторяемость сюжетов. "Бродячие сюжеты".
Пример: сюжет странствий Одиссея и его последующие обработки (от Гомера до "Одиссеи капитана Блада").
- Композиция.
Вступление, завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка.
Особенности развития композиции. Их отражение в трансформации содержания.
Пример: "Робинзон Крузо".
- Мотив и сюжет
Мотив как минимальная составляющая сюжета. Мифологические мотивы. Механизм их воспроизведения.
Законы сочетания мотивов. Сюжет как комбинация мотивов.
Пример: мотив Золушки у Шарля Перро, в народных сказках, у Евгения Шварца, в фильме "Золушка-85", любовных романах (сходство и различие).
- Основные приемы изображения.
Авторский монолог, пейзаж, ремарка, описание внешности героя, поток сознания героя, звукопись, ритм как приемы непрямого выражения авторского мнения. Визуальные приемы.
- Основы исторической поэтики.
Представление о слове в мифо-поэтическую эпоху. Композиция в мифо-поэтическую эпоху. Отношение к слову как к "божественному дару". Ориентация слова на миф. Проблема авторства.
Пример: разбор первой главы "Одиссеи".
- Основы исторической поэтики (продолжение).
"Авторитетное" слово в эпоху риторики. Его отличие от слова в мифо-поэтическую эпоху. Ориентация текстов на воспроизведение священных текстов. Проблема авторства.
Пример: анализ фрагмента "Исповеди" Аврелия Августина.
Причины распространенности формы "исповеди" в "риторическую" эпоху.
На уроке дается задание написать подражание жанру "исповеди".
- Основы исторической поэтики (окончание).
Изменение слова в постриторическую эпоху. Появление произведений нового типа: "Дон Кихот". Изменение отношения к авторству. Изменение отношения автора и героя. Новация. Введение в текст современного мира. Изменение отношения к литературному произведению.
- Композиция, пространство и время, автор и герой в мифо-поэтическую, риторическую эпоху и эпоху Нового времени.
Композиция, пространство и время, автор и герой в "Одиссее", "Тристане и Изольде", "Дон Кихоте", "Дубровском".
- Освоение понятий формы и содержания.
Задание на уроке: обработка данного текста ("Сказания о рубашке и трех рыцарях") как трагедии, сказки, стихотворения.
Анализ учащимися особенностей, приобретенных сюжетом в каждой из трех обработок. Тренировка идентификации жанра.
- Роды и жанры литературы.
Эпос. Его связь с мифом. "Илиада", "Поэма о Гильгамеше", "Песнь о Роланде". Развитие эпоса. Эпические приемы. Эпическое пространство и время. Автор и герой.
Пример: анализ "Битвы в Ронсенвальском ущелье" из "Песни о Роланде".
- Роды и жанры литературы (продолжение).
Драма. Ее возникновение. Дионисийские празднества. Связь драмы с обрядом.
Трагедия и комедия. Форма диалога.
Примеры: "Царь Эдип", "Женщины в народном собрании".
- Роды и жанры литературы (продолжение).
Лирика. Лирическая субъективность. Развитие лирики.
Нахождение учащимися на примерах различия между эпическими и лирическими произведениями.
Пример: "Гимн к Афродите" и "Я помню чудное мгновенье...".
- Роды и жанры литературы (продолжение)
.
Разделение на жанры. Поэма, сказка, роман, повесть, новелла и т.д.
Примеры учащихся и их анализ.
- Роды и жанры литературы (окончание).
Трансформация жанрового репертуара в зависимости от эпохи.
Самостоятельные примеры учащихся.
Пример: жанры, характерные в эпоху Зрелого Средневековья (уход эпического, усиление фарсового начала, связь с историко-культурной ситуацией).
- Текст и контекст.
Поятие "текста" и "контекста". Контекст как совокупность явлений действительности, влияющих на восприятие текста. Необходимость учета историко-культурной ситуации создания текста для его более полного понимания. Виды контекста: историко-культурный, биографический, общественно-политический и т.д.
Учащимся задается вопрос о видах контекста, необходимых для понимания современного произведения в случае его прочтения через 300 лет (на примере "Старика Хоттабыча" Л.Лагина).
Основы культурной антропологии
Курс рассчитан на то, чтобы познакомить учащихся с идеями и понятиями культурной антропологии и продемонстрировть их применение на материале архаических обществ. При этом ввводится также общенучные понятия "системы", "структуры" в применении к гуманитарным наукам. Центральное место в курсе занимает сравнение архаического и современного обществ. Предпологается, что ученики должны попытаться описать знакомые им явления культуры и других аспектов функционирования общетва с точки зрения культурной антропологии.
- Определение культуры и культурной антропологии.
Биологически наследуемое и социальное в формирвоании человека. Определение на этой основе культуры.
Понятие ультурной антропологии.
Разбор примеров: математическое и наивное определение прямой линии, определение понятия "человек", наследуемые и ненаследуемые жесты и позы человека.
- Общество и индивид.
Понятие общества. Соотношение индивида и общества. Индивидуальная воля человека и социальные факты. Социальные структуры.
Знаковый характер культуры. Виды знаковых систем. Использование в обществе социализаци как обучения таким знакрвым системам. Интериоризация по Выготскому.
Разбор примеров: государство и семья как социальные структуры; календарь, система личных имен, естественный язык как знаковые системы, используемые обществом; обучение детей языку и запоминанию; развитие памяти как пример иньтериоризации.
- Культура и среда обитания.
Материальная и духовная культура. Зависимость культуры конкретного общества от среды обитания.
Различие архаических и современных обществ в технологической вооруженности и в отношении к традиции. "Холодные" и "горячие" общества. Элементы их в современном обществе.
Разбор примеров: охотники и собиратели различних природных зон и культура европейского типа, фольклор и свовр литература, мода.
- Жизнь индивида в архаичных обществах
Рождение. Принципы воспитания. Взросление. Старость. Смерть. Система имен. Семья.
Разбор примеров: культура хиваро, ирокезов, маринд-аним.
- Система отношений.
Экзогамия. Эндогамия. Системы родства. Структура племени. Престиж и властные отношения. Дар. Потлач.
Примеры: культура австралийцев, тлингитов, хайда.
- Типы общностей
Этносы на архаической стадии и этнические объединения современности. Хозяйственно-культурные типы.
Семиотика
Целью курса является ознакомление учащихся с базовыми понятиями семиотики, а также с основами семиотического описания (главным образом - на материале современной культуры).
Курс "Семиотика" призван содействовать умению вычленения символических функций и знаковой природы явлений окружающего мира.
- Знак.
Знак. Треугольник Фреге: означающее, сигнификат (концепт), денотат (референт). Виды знаков: иконические, индексальные, символические. Элементарные и сложные знаки. Текст.
Разбор примеров: жесты, дорожные знаки, заголовки, формулы, знаки естественного языка, изобразительное искусство.
- Коммуникация.
Схема коммуникации. Адресант, адресат, канал, контакт, код, сообщение, контекст. Функция языка по Р.Якобсону.
Разбор примеров: описание газеты, фильма.
- Структура семиотики.
Синтактика, семантика и прагматика. Знаковая система. Виды знаковых систем.
Разбор примеров: описание фрагментов языка кино, языка жестов.
- Организация языка.
Синтаксис. Языковые уровни. Фигуры и элементарные знаки (по Л.Ельмслеву).
Разбор примеров: описание фрагментов русского письменного языка.
- Организация языка (продолжение). Семиотика и нейропсихология. Семиотика и поэзия.
Язык и речь. Метафора и метонимия. Виды афазии и их семиотическая классификация (по Р.Якобсону). Семиотическое определение поэзии.
Разбор примеров: анализ стихотворения.
- Проблема метаязыка.
Коннотация по Р.Барту. Язык и метаязык. Семантический метаязык. Семантические примитивы (А.Вежбицкая).
Разбор примеров: описание рекламы, толкование слов и жестов.