Центральная станция юных натуралистов и экологов Минобразования РФ

Авторская программа

“Интегрированный курс дополнительного образования детей

по биологии и смежным естественным наукам”

(5 лет обучения)

для учащихся 6-10 классов

Рук. коллектива авторов - И.Л.Окштейн,

зав. Экологической школой-лабораторией ЦСЮН

Экологическое образование

Москва

2000 г.

 

 

Объяснительная записка

Программы курсов 6 - 7 классы

Программы курсов 8 - 10 классы

 

 

Объяснительная записка

 

Всероссийские экологические школы ЦСЮН

1. Задачи Экологических Школ

2. Принципы обучения

3. Педагогические принципы

4. Конкурсный набор школьников

5. Место Экологических школ в системе дополнительного образования

6. История Экологических Школ

7. Организация педагогического процесса

 

Администрация

 

Режим дня

 

Формы и методы обучения

 

Способы выявления результатов обучения

8. Программа Школы

 

А. Основные курсы

 

Б. Вспомогательные курсы

 

Содержание образования

 

 

 

 

 

Всероссийские экологические школы ЦСЮН

Сформировавшаяся в России система олимпиад и конкурсов по биологии и экологии позволяет создать единую общероссийскую систему отбора школьников, проявивших наибольшие интерес и способности к дополнительным занятиям по биологии и экологии, для обучения биологии и другим естественным наукам по специально разработанным интенсивным программам.

Экологическая Школа представляет собой среду для гармоничного развития личности в процессе формирования будущего ученого - специалиста в области естественных наук.

С 1997 г. Центральная станция юннатов совместно с Научным Творческим Объединением “Молодые биологи - школе” при Биологическом факультете МГУ проводит Всероссийские Зимние и Летние Экологические Школы (ВЗЭШ и ВЛЭШ соответственно). В ноябре 1997г. было принято решение об организации в ЦСЮН на правах Экспериментальной площадки Экологической школы-лаборатории (далее – ЭШЛ). В рамках деятельности ЭШЛ обучение начинается уже на втором туре Всероссийской биологической олимпиады учащихся учреждений дополнительного образования (он проводится в рамках Осенней экологической школы, обычно 1-12 ноября). � между ЦСЮН и МГУ на поприще обучения будущих студентов-биологов. НТО “Молодые биологи – школе” обеспечивает активное участие талантливых студентов и преподавателей университета в работе ЭШЛ, высокий научный уровень обучения. В результате не менее 90% выпускников ВЛЭШ 1990-99 гг. в первый же год поступили в различные вузы Москвы (из них около 80% - на Биологический ф-т МГУ). С другой стороны, сотрудничество с вузом способно обеспечить приток в учреждение дополнительного образования молодых педагогов, с самого начала имеющих богатый 3-4-летний опыт преподавания и общения с детьми, причем многие из них оказываются бывшими юннатами, способными творчески использовать в работе опыт своих учителей.

1. Задачи Экологических Школ

Основная задача Школы – создание коллектива детей и взрослых, являющегося “действующей моделью” научного сообщества. Такая система резко расширяет границы самореализации школьников во всех областях образования и научной деятельности. Обучение школьников биологии и экологии по интенсивным программам позволяет подготавливать высококлассных будущих специалистов-биологов и преподавателей биологии. Кроме того, в ходе подготовки Школы разрабатываются новые учебные программы по экологии, биологии, химии для средних школ и дополнительного образования.

При этом будущие преподаватели Школы частью подготавливаются из ранее обучавшихся в Школе учеников; на Школе они приобретают опыт методической работы и впоследствии часто продолжают работать в этой области.

Целый комплекс мероприятий делает Школу моделью научного сообщества. Школьники выполняют самостоятельные работы и защищают их в конце Школы; работает научный семинар преподавателей (на его заседания допускаются все желающие, но доклады готовятся в расчете на профессионалов-биологов), студент или даже школьник может выступить на нем с коротким сообщением по вопросу, в котором является специалистом. Некоторые преподаватели специально подбирают перед Школой комплекты статей, позволяющие достаточно знающему школьнику за 2-3 дня разобраться в какой-либо интересной области исследований последних лет и рассказать о ней на научном семинаре. С другой стороны, по нашим правилам, любой участникВЛЭШ может в любой момент Школы организовать собственные факультативные занятия, вести их самостоятельно либо приглашать кого угодно для их проведения. Таким образом, школьники и студенты получают наВЛЭШ некоторый опыт профессиональной деятельности.

2. Принципы обучения

Цель обучения – формирование у школьника единой научной картины мира.

  • При планировании программы Экологической Школы предпочтение отдается междисциплинарным учебным курсам, дающим интегрированное представление об окружающем мире.
  • Программа каждого класса дает школьнику сумму знаний, резко расширяющую круг понятной для него научной и научно-популярной литературы, а также практические навыки экспериментальной работы.
  • Содержание учебных курсов в целом соответствует современному уровню знаний в соответствующей области;
  • Сложные для понимания научные факты могут в крайнем случае “опускаться”, но никогда – искажаться ради упрощения.

3. Педагогические принципы Экологических Школ.

3.1. Самоопределение.

1) На Школе постоянно проводится большое число разнообразных факультативных занятий, гуманитарных кружков, мероприятий культурной программы (обычно во второй половине дня), что заставляет школьника все время выбирать одну из многих возможностей, определяться в отношении наиболее предпочтительной для себя деятельности.

2) Набор факультативных занятий должен соответствовать спектру психологических особенностей участников Школы: среди них должны быть теоретические и практические, гуманитарные и естественно-научные, ориентированные на разные возраста.

3) Взрослые на Школе достаточно разнообразны в психолого-поведенческом отношении (это – один из важных принципов подбора преподавателей факультативов и особенно студентов) и склонны формировать вокруг себя детские и смешанные детско-взрослые коллективы, объединенные той или иной совместной деятельностью. Каждый школьник ежедневно проводит время по очереди в 3-5 таких коллективах, причем 1-3 из них он имеет возможность не посещать, проводить в них больше или меньше времени, посетить вместо них другие, ранее не посещавшиеся им коллективы. Это позволяет ему, с одной стороны, проводить существенную часть времени очень комфортным для себя образом, а, с другой стороны, предоставляет разнообразные возможности для личностного развития. Этот принцип организации Школы создает благоприятные условия для психологического оздоровления школьников, снятия комплексов, заикания и т.п. На Школе действует служба психологического мониторинга и коррекции. По окончании Школы поведение подавляющего большинства детей становится гораздо более разнообразным и раскованным, а их представления о наиболее предпочтительной для себя деятельности – гораздо более определенными.

3.2. Педагогика сотрудничества.

1) За счет присутствия на Школе стажеров (студентов, только что зачисленных в ВУЗы) стирается резкая граница между школьниками и преподавателями. Студенты посещают часть занятий в качестве преподавателей или помощников преподавателя, а часть – в качестве учащихся. Многие из них образуют со старшеклассниками общие неформальные коллективы, помогают им при подготовке к занятиям, выполняют совместно с ними самостоятельные работы.

2) Среди преподавателей принято относиться к школьникам и студентам как к коллегам по научной деятельности (в первую очередь это означает: внимательно и уважительно воспринимать их поступки и суждения, уважать их самостоятельность и компетентность).

3) Любой участник Школы (в том числе – школьник) может объявить о новом курсе факультативных занятий, самостоятельно провести (или организовать) эти занятия. Практика показывает, что неудачные занятия вскоре начинают проваливаться за отсутствием аудитории, независимо от того, школьник или преподаватель их проводит. Все участники занятий приучаются высказывать свое мнение о них, в том числе в форме конструктивной критики в конце этих занятий.

4) Претензии к данному школьнику со стороны преподавателей, завхоза или любого другого участника Школы в сложных случаях рассматриваются куратором либо директором Школы. В подобном случае в беседе со школьником они обычно занимают доброжелательную позицию типа: “К тебе имеются такие-то претензии… Эта ситуация, вероятно, будет иметь такие-то последствия… Что я могу сделать для того, чтобы у тебя больше не возникало таких проблем?”

5) В случае, если школьнику по той или иной причине не нравятся обязательные занятия, ему обычно разрешают составить индивидуальный учебный план.

4. Конкурсный набор школьников.

  • При отборе тестируется способность учащегося к решению биологических задач, что возможно одновременно при высоком интеллектуальном уровне школьника и наличии у него определенного массива биологических знаний.
  • Первенство отдается уровню развития интеллекта, поскольку расширение знаний и умения ими пользоваться сравнительно легко достигается в результате обучения на Школах.
  • Собеседование проводится комиссией, состоящей из преподавателей, которым предстоит вести занятия на Школе с соответствующим классом.

К участию в конкурсном отборе на Школу допускаются все желающие школьники, окончившие 6-10 классы средней школы. Все формы конкурсного отбора организуются и проводятся Приемной комиссией.

Набор в экологические школы производится по открытому конкурсу тремя различными способами:

  1. Очное собеседование (тестируются: компетентность в выбранной самим школьником области биологии; биологическая эрудиция и свободное владение материалом школьной программы; решение тестовых творческих задач “на соображение”)
  2. Экзамен по курсу лекций, специально организуемых в апреле-мае на Биологическом факультете МГУ для кандидатов вВЛЭШ.
  3. Заочное письменное задание, включающее вопросы повышенной сложности по биологии и практические задания.

К участию в конкурсе специально приглашаются призеры Школьной Биологической олимпиады МГУ и Соросовской олимпиады школьников по биологии.

Школьники, ранее участвовавшие в экологических школах, проходят собеседование с членами Приемной комиссии при условии успешной сдачи экзаменов на экологических школах, в которых они участвовали.

Иногородние школьники, участвовавшие во Всероссийской биологической олимпиаде для учащихся учреждений дополнительного образования, других всероссийских и региональных олимпиадах и конференциях учебно-исследовательских работ школьников, могут быть зачислены специальным решением Приемной комиссии, в зависимости от конкретных результатов их участия в указанных мероприятиях.

5. Место Экологических школ в сис�
приняли участие 6873 школьника.

НТО “Молодые Биологи – Школе” ежегодно проводит Школьную Биологическую Олимпиаду МГУ (ШБО) в Москве, а также Выездной Турнир НТО в 20-50 городах России.

Фонд Сороса в рамках Соросовской образовательной программы ежегодно проводит Соросовскую олимпиаду школьников по биологии с численностью участников до 40 тысяч человек.

Все эти мероприятия объединены в единую систему отбора и внешкольного обучения детей, интересующихся биологией, через объединенную базу данных, имеющуюся у ЦСЮН и НТО “Молодые биологи – школе”. Школьник, принявший участие в каком-либо из них, оставляет в базе данных анкету со своими адресом и телефоном. Далее ему в течение нескольких лет сообщают о различных олимпиадах, приглашают в кружки, на конкурсные собеседования в биоклассы нескольких школ г. Москвы. Участники различных биологических кружков, школьники, прошедшие на второй тур ШБО МГУ или на третий тур Соросовской олимпиады, участники Осенней Экологической Школы ЦСЮН, лучшие участники Выездных Турниров НТО “МБШ”, отличники заочных школ приглашаются на собеседование по отбору в Летние и Зимние Экологические Школы. На это собеседование также приглашаются школьники по рекомендациям учителей, специалистов-биологов и др.

6. История Экологических Школ.

В 1985г. на Биологическом факультете МГУ было создано Научное Творческое Объединение "Молодые Биологи - Школе" - общественная организация студентов, аспирантов и молодых сотрудников МГУ, объединившихся для совместной работы в области внешкольного биологического образования.

Летняя Экологическая Школа проводится НТО "МБШ" с 1990г. Она проводилась в разные годы в Псковской, Самарской, Архангельской, Тверской, Новгородской областях, Краснодарском крае. В ней участвуют ежегодно 80-150 школьников (6-11-классники из Москвы и еще 15-20 населенных пунктов России) и 20-40 преподавателей (студенты, аспиранты и сотрудники МГУ и научных институтов Москвы, Санкт-Петербурга и др. городов, Соросовские учителя, руководители биологических кружков).

Зимняя Экологическая Школа проводится с 1994 г. В 1994г. она проводилась в с. Минцы Новгородской обл., в последующие годы - в г. Жуковка Брянской обл., Туле, Обнинске Калужской обл., г. Видное Московской обл. В среднем Зимняя Школа составляет две трети от Летней по численности участников.

В разные годы в организацииВЛЭШ иВЗЭШ принимали участие Дом Научно-Технического Творчества Молодежи г. Москвы, Детский Экологический Центр Северо-Западного округа, в 1995-96 гг. - Московская Городская Станция Юннатов, в этом году – Департамент образования Юго-Западного округа.

7. Организация педагогического процесса.

Школьники входят в состав учебных групп. Обычно группа состоит из школьников какого-то определенного класса и имеет двух кураторов разного пола (как правило, кураторами становятся студенты старших курсов, ранее уже работавшие со школьниками). Кураторы постоянно общаются со “своими” школьниками, помогая им решать возникающие учебные и бытовые проблемы.

Администрация
Школы: директор, завуч учебных занятий, завуч по самостоятельным работам, завхоз. Важные решения на Школе принимает педсовет, кроме членов администрации в него входят кураторы, преподаватели и стажеры.

Режим дня:
обязательные занятия занимают первую половину дня и продолжаются 1(у 6-го класса) или 2 “пары” (т.е. сдвоенные уроки). Остальное время может быть использовано участником Школы по своему усмотрению, например, для посещения факультативных занятий, выполнения самостоятельной работы, чтения книг и т.п.. Факультативные занятия происходят во все остальное время до 23.00. С 23.00 до 8.00 на территории Школы действует режим тишины. Обычно выделяется помещение, в котором режим тишины не соблюдается, и, с другой стороны, помещение, в котором режим тишины действует постоянно в течение суток. Школьник, проявивший на занятиях признаки недосыпания, в этот день отправляется куратором спать в 23.00 принудительно.

Школьник, желающий выполнить самостоятельную работу, должен в начале Школы сделать доклад о ее предполагаемом содержании, а в конце – защитить полученные результаты перед специальной комиссией.

Формы и методы обучения

Основные формы обучения - лекционно-семинарские и практические занятия, а также экскурсии в природе. В некоторых случаях материал закрепляется в форме индивидуальной самостоятельной работы (см. раздел 2 курса “Пресноводные беспозвоночные…” 7 класса) и в форме коллективной экологической игры (курс “Придумайте животное”, 7 класс).

Способы выявления результатов обучения

В конце каждого курса сдается экзамен, обычно в устной, иногда - в письменной форме. В ходе экзамена от школьника требуется продемонстрировать не только успешное воспроизведение материала во всех подробностях, но и свободное использование этого материала при решении творческих задач, способность свободно рассуждать на предложенную тему с использованием материала данного курса, а также всех ранее изученных учебных курсов, высказывать разумные гипотезы о ходе и особенностях биологических явлений, не обсуждавшихся в рамках изученной программы, но как-то с ней связанных.

Школьник, принявший участие в какой-либо Экологической Школе, допускается на собеседование по набору в следующую Школу только после сдачи на положительные оценки всех экзаменов за предыдущую Школу. Получается, что уровень знаний, достигнутый школьником в ходе обучения на данной Школе, контролируется дважды: на экзаменах по каждому учебному курсу в ходе этой Экологической Школы, и на собеседовании по набору в следующую Школу.

8. Программа Школы.

А. Основные курсы

Формирование программы каждой учебной группы производится комиссией в составе директора Школы, кураторов этой группы и специально приглашенных преподавателей Школы. Сначала из представленных авторами проектов на конкурсной основе выбирается основной учебный курс. К нему предъявляются наиболее жесткие требования:

  • Основной курс должен формировать у школьников целостную систему представлений о какой-либо достаточно универсальной живой системе того или иного уровня организации (биоценотического, популяционного, организменного, тканевого, клеточного);
  • Эта система должна включать в себя подходы и представления разных наук, притом ее освоение должно требовать достаточно серьезного знакомства с основами этих наук;
  • Необходима система семинарских занятий и большая подборка как тренировочных, так и творческих задач, углубляющих и расширяющих основной курс;
  • Весьма желательна система практических занятий, позволяющая школьникам получить практические навыки экспериментальной работы с живыми системами такого уровня организации.

Б
. Вспомогательные курсы.

Вспомогательные учебные курсы могут выполнять различные учебно-методические задачи по отношению к основному курсу.

1.Выравнивающие курсы. Их назначение – подготовить наименее знающих школьников к восприятию основного курса. В зависимости от особенностей конкретной группы школьников это могут быть курсы элементарной математики, физики или химии, цитологии, физиологии, экологии и т.п. Они, как правило, факультативные. Прослушивание подобного курса, скажем, восьмиклассником, может позволить ему перейти из своей группы в группу 9-10 класса. В программе Школы они предшествуют основному курсу.

2. Углубляющие курсы. Рассматривают живые системы более низкого уровня организации, чем рассматриваемая в основном курсе, входящие в последнюю в качестве подсистемы (например, курс “Биохимия мембран” по отношению к курсу “Микология с основами молекулярной биологии” или к курсу “Цитология с основами естественных наук”).

3. Параллельные курсы. Рассматривают системы такого же уровня организации, что и рассматриваемая в основном курсе (например, курс “Цитология протистов” по отношению к курсу “Цитология с основами естественных наук”).

4. Расширяющие курсы. Рассматривают системы более высокого уровня организации, чем рассматриваемая в основном курсе (например, курс “Пресноводные беспозвоночные” по отношению к курсу “Цитология с основами естественных наук”).

Летняя Школа включает пять учебных циклов по 5-6 дней, разделенных выходными: четыре лабораторно-теоретических и полевую практику (обычно в середине Школы). Соответственно, обязательная программа ВЛЭШ включает 88 ч. аудиторных занятий (для 7-10 классов) и 44 ч. для 6-классников. Обязательные практические занятия (20 ч. для всех классов) проводятся только во время практики.

На Зимней Школе основные курсы, как правило, дают в сжатые сроки ключевые представления о какой-либо области биологии, что позволяет учащимся в течение следующего полугодия самостоятельно углублять и расширять свои знания в этом направлении. Также могут читаться цельные, но небольшие по объему разделы – дополнения к курсам, прочитанным на Летней Школе.

Содержание образования

Система Всероссийских экологических школ создана совместными усилиями Научно-Творческого Объединения “Молодые биологи – школе” при Биологическом факультете МГУ (НТО “МБШ”) и Центральной станции юных натуралистов и экологов Минобразования РФ (ЦСЮН) для обучения школьников, проявивших интерес и способности к биологии, комплексу взаимосвязанных естественнонаучных дисциплин. Ежегодно проводятся Всероссийские Осенние (ОЭШ: 4-12 ноября), Зимние (ЗЭШ: 2-10 января) и Летние (ЛЭШ: 27 июля – 27 августа) экологические школы. Шестиклассник, впервые приглашенный наВЗЭШ, далее может до окончания средней школы ежегодно обучаться вВЗЭШ иВЛЭШ по единой для всех школьников программе. Эта основная программа рассчитана на пять лет и представляет собой последовательность учебных курсов, некоторые из которых являются интегрированно-многопредметными (например, “Цитология с основами естественных наук” и “Нейробиология”), а некоторые – чисто биологическими, химическими, физическими, математическими или гуманитарными.

Школьники старше шестого класса, приглашающиеся на какую-либо экологическую школу, в первый год объединяются в специальные начинающие группы, в которых в убыстренном темпе изучают наиболее важные из пропущенных ими разделов основной программы, а со следующего года присоединяются к школьникам, обучающимся начиная с шестого класса (продолжающие группы).

С 1996 года ЦСЮН проводит Всероссийскую олимпиаду учащихся учреждений дополнительного образования (6-8 классы), победители первого тура которой (100-120 человек) приглашаются сначала на ОЭШ (ее программа рассчитана исключительно на начинающих), а затем – сразу в продолжающие группыВЛЭШ.

За прошедшие годы (первая экологическая школа “Химера” была проведена в 1989 году) определились принципы построения обязательной учебной программы.

  1. Школьникам каждого возраста преподается предельный по сложности материал, представляющий собой единую систему представлений о какой-либо биологической системе того или иного уровня организации (молекулярного, клеточного, организменного, популяционного, биоценотического), интегрирующую подходы разных естественных наук. Это способствует их интеллектуальному развитию, и, кроме того, существенно расширяет круг доступной для них учебной и научной литературы.
  2. Школьники, независимо от возраста, начинают обучение с курса “Цитология с основами естественных наук”, являющегося одновременно введением в общую и органическую химию, а также в механику и электростатику. Дальнейшее обучение развертывается в 6-ти главных направлениях:

1. Физика (курсы физики на ВЛЭШ для 7 (“Электричество”),

8 (“Газовые законы…”)

и 9 классов (“Оптика”)).

2. Органическая химия

(курсы “Механизмы органических реакций” –ВЗЭШ, 7 класс;

“Органическая химия” –ВЛЭШ, 7 класс;

“Методы биохимических исследований” – (ВЛЭШ, 10 класс).

3. Физиология животных

(курсы “Нейробиология” –ВЗЭШ, 7 класс;

“Переход к многоклеточности” –ВЛЭШ, 7 класс;

“Молекулярная физиология” –ВЛЭШ, 7 класс;

“Физиология сенсорных систем” –ВЗЭШ, 8 класс;

“Сравн. анатомия и морфология позвоночных” -ВЛЭШ, 9 класс;

“Эмбриология” –ВЛЭШ, 9 класс).

4. Физиология растений

(курсы “Физиология растений и основы геоботаники” -ВЛЭШ, 6 класс;

“Анатомия и морфология растений” -ВЛЭШ, 8 класс;

“Морфогенез растений” -ВЛЭШ, 9 класс).

5. Экология

(курсы “Экология насекомых” -ВЛЭШ, 6 класс;

“Пресноводные беспозвоночные…” -ВЛЭШ, 7 класс;

“Общая экология” - ВЛЭШ, 8 класс;

“Бактерии и грибы” -ВЗЭШ, 8 класс).

6. Молекулярная биология

(курсы “Молекулярная биология бактерий и вирусов” -ВЛЭШ, 8 класс;

“Молекулярная биология эукариот” -ВЛЭШ, 9 класс).

В обязательную учебную программу включаются также курсы гуманитарной направленности с целью расширения интересов школьников и создания дополнительных возможностей для самоопределения (“Методология науки”, “Анализ художественного текста”, “Основы поэтики”, “Введение в лингвистику”).

Наряду с основной программой, на экологических школах организуется большое число (обычно 25-35) факультативных курсов. Их основная функция – обеспечить школьникам возможность самоопределения в отношении наиболее предпочтительной для себя деятельности. Среди них – практикумы по ботанике, зоологии, микробиологии, популяционной генетике, эмбриологии, почвоведению, наблюдательной астрономии, неорганической химии; лекционные курсы по литературе, истории, мифологии, психологии, разным разделам биологии, химии, математики и физики; практические занятия по программированию, живописи, лепке, плетению, различным видам спорта.

Яндекс.Реклама